ДОМ ПИОНЕРОВ

О смыслотворческой деятельности — 1

Специфика смыслотворческой деятельности обучающихся в системе дополнительного образования

Ананьева Е.Ю., методист

177add01Современная образовательная практика отражает падение интереса обучающихся к образованию. Эта проблема касается не только общего, но и дополнительного образования детей и юношества.

Дополнительное образование детей и юношества охватывает уровни общего, начального и среднего образования (кружки, творческие объединения, студии), а также уровень саморазвития и самореализации (развитие своих способностей в каком-либо виде творческой деятельности, расширении кругозора, организации содержательного досуга).

Таким образом, дополнительное образование характеризуется как процесс освоения добровольно избранного человеком вида деятельности или области знаний, выходящих за рамки стандарта обязательного образования (В.А. Березина).

Ключевым положением в дополнительном образовании выступает явление добровольного стремления обучающихся использовать своё свободное время для продолжения своего образования, совмещая его с процессом саморазвития и самореализации. Система дополнительного образования создаёт условия для апробации нестандартных, особенных путей развития личности. Процесс овладения содержанием материальной и духовной культуры, развивает способности обучающихся средствами техники, науки, искусства.

Очень остро стоит вопрос о сохранности контингента обучающихся в центрах развития творчества детей и юношества. Как показывает практика удержать ребёнка можно не обучением и постоянными тренингами, а отношением, особой атмосферой творческого коллектива. Данная проблема заставляет искать пути решения, сложившейся ситуации, изучать и реализовывать новые педагогические инновационные подходы.

Одним из возможных вариантов преодоления возникающих трудностей видится в вовлечении обучающихся в смыслотворческую деятельность. Смыслотворчество достаточно сложное явление и базируется на процессах мышления, познания и осмысления, индивидуального понимания, поиска личностного смысла, присвоения ценностей, творческой самореализации.

Смыслотворчество требует создания условий для проживания и переживания обучающимися образовательных реалий и как следствие получение ими нового образовательного, жизненного, ценностного опыта. Смыслотворческая активность подчиняется определённой логике развития, охватывает определённые области деятельности смысловой сферы человека, это позволяет организовывать образовательную деятельность в определённом ракурсе, а именно получение образования за счёт созидательной активности и за счёт ценности эмоционально-окрашенных событий в образовательном процессе.

На начальном этапе вовлечения в смыслотворческую деятельность происходит усиление личностно-смысловых ориентаций обучающихся к необходимому объекту познания. Знакомство с объектом должно вызвать положительный эмоциональный отклик, что облегчит переход на индивидуальное понимание и самоуправление деятельностью познания предлагаемого объекта. Через осмысление и рефлексию происходит присвоение ценности объекта, обретение опыта и к созданию нового творческого продукта.

Смыслотворчество, как деятельность индивидуально-личностного осмысления и творчества, может быть выстроена на принципах сотрудничества участников, субъектов образовательного процесса, их активной включённости в личностно-смысловую поисковую деятельность, а также в процесс сотворчества. Порождение идеи и поиск путей воплощения, её реализации является кульминационным этапом совместного или индивидуального смыслотворчества, который в итоге приводит к открытию, созданию нового, проявляющегося в научном исследовании или в художественном воплощении.

К педагогическим условиям включения в смыслотворческую деятельность обучающихся относятся следующие составляющие:

1.Освоение новых знаний должно происходить не только на предметном, но и на ценностном уровне, что позволяет активизировать эмоциональную, мыслительную и смысловую сферы обучающихся. Это достигается средствами мотивации, этической ситуации, обозначения проблемы, создания эмоционального психологического комфорта, рефлексией.

2.Основными способами освоения знаний выступают такие методы понимания содержания как смыслообразующий диалог, проблемообразующая беседа, ситуации нравственного конфликта в художественном материале, ситуации личностного понимания и трактования, самостоятельный и коллективный поиск, культуро-творческие ситуации и как следствие творческое самовыражение и самопрезентация.

3.Освоение нового должно опираться на актуализацию прошлого смыслового опыта и личностно-смысловых ориентаций через рефлексию, проблемную ситуацию, приводящую к самокоррекции, самоорганизации, самоубеждению, самомотивации.

Погружение в морально-нравственные искания, сотрудничество друг с другом, взаимопомощь, выбор средств, для самовыражения стимулируют смыслотворческую активность обучающихся. Для данной деятельности подходят фронтальные, групповые и индивидуальные формы работы, важно, чтобы общение носило деловой поисковый характер, нацеливало на усиление нравственных личностно-смысловых ориентаций, духовный поиск и практическое творческое воплощение понятого, осмысленного, прочувствованного, прожитого.

Повышение воспитательного потенциала учебного занятия, развитие рефлективности обучающихся, повышение их способности к самоуправлению деятельностью и актуализация личностно-смысловых ориентаций, через ценностное отношение к постигаемым объектам, освоение обучающимися учебного материала через творческую деятельность являются основными задачами для педагога при построении смыслотворческого процесса.

Творчество (техническое, научное и особенно художественное) – это такая область человеческой деятельности, в которой наибольшую ценность представляет личностное осмысление людей, личностные трактовки и выводы. Следовательно, именно смыслотворческая активность обучающихся и педагогов является одной из базовых на учебных занятиях центров развития творчества.

Педагогу важно в коллективе создать условия для соразмышления, через усиление воспитательной и эстетической функций занятия, с целью вызвать у обучающихся интеллектуальные эмоции, для дальнейшей рефлексии своего душевного и духовного мира. В основе активного смыслотворчества ребёнка лежит единство эстетического мировидения и познавательного воображения (Т.И. Алиева). Познавательное воображение усиливает самостоятельную работу обучающихся в постижении изучаемого и осваемого материала, позволяет им формировать собственную позицию, а значит получать опыт.

Педагог сам вынужден обдумывать, искать пути для оригинального преподнесения материала, становиться актёром, что требует от него творческих усилий, а также личностного осмысления и заключения. Совместная творческая деятельность, при которой педагог открывает свой внутренний мир ребятам, помогает им реализовать себя как творческую личность, способную эмоционально откликнуться и оценить чью-то работу, наполняет весь процесс смыслом.

Приёмы осмысления зависят от типа учебного занятия, решение каких задач преследуется педагогом, а также от индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся. Логика смыслообразующего занятия выстраивается в следующей последовательности:

— обозначение ситуации, которая отражает сложившиеся реалии в коллективе, или несёт в себе какую-либо философскую идею (афоризм, литературный отрывок, стихотворение, картина и т.д.);

— постижение смысла ситуации, то есть её сути и причины возникновения;

— осознание недостаточности знаний, опыта или умений для разрешения обозначенной проблемы;

— освоение нового, через эмоционально-ценностное постижение;

— рефлексия собственной ценностной, личностной позиции;

— осмысленный выбор путей решения проблемы;

— целеполагание творческой деятельности в соответствии с собственным уровнем понимания и ценностными установками.

Смыслообразование переходит в смыслотворчество, то есть появляется новый творческий проект, или открывается новая грань, казалось бы, уже известного и изученного.

Во внутреннем мире ребёнка появляется глубинное чувство удовлетворённости собственной деятельностью. Ему становится легче переносить множество повторяющихся упражнений во время тренировок, репетиций, занятий, так как в теле закрепляется не просто механический, бессмысленный навык, а в сознании формируется смысл необходимого звукоформирования, рисования линий и штрихов, выполнения танцевальных элементов и т.д. Теперь всё это средства заявить о себе, быть понятым, открыть какие-то стороны жизни, чему-то научиться самому и научить другого, достучаться до зрителя, быть успешным. Такая деятельность для ребёнка становится интересной.

Смыслотворчество предполагает создание ситуации успеха, то есть педагог, целенаправленно создаёт комплекс внешних и внутренних условий получения субъектами процесса удовлетворения, радости, положительных эмоций от происходящего, что служит мотивом для саморазвития. Это достигается позитивным, оптимистическим оцениванием деятельности обучающихся, результатов взаимодействия, и даже при условии невысоких результатов, вера в успех, терпеливость и демонстрация ценности развития личности обучающихся всё равно приводит к успеху.

Обобщая выше изложенное, хочется отметить, что совместное целеполагание, совместное прогнозирование результата, совместное выстраивание логической цепочки в реализации запланированной деятельности, осознание полученного опыта на личностном уровне, порождение идеи, и её дальнейшая реализация являются основой смыслотворческого процесса в образовании.

Оставить комментарий

  • ЦРТД и Ю «Дом пионеров»
    © 2010-2014
    Все права защищены.
    Запрещено использование материалов сайта без согласия его авторов и обратной ссылки.