ДОМ ПИОНЕРОВ

Патриотическое воспитание дошкольников

 

Автор: Кубашева Валентина Юрьевна, педагог дополнительного образования

патриотическое-воспитание дошкольников

«Патриотизм взаимосвязанная совокупность нравствен­ных чувств и черт поведения, включающая любовь к Родине, активный труд на благо Родины, следование и умножение трудовых традиций народа, бережное отношение к историческим па­мятникам и обычаям родной страны, привязанность и любовь к родным местам; стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее, воинскую храбрость, мужество и самоотверженность, братство и дружбу народов, нетерпимость к расовой и национальной неприязни, уважение обычаев и культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними». Харламов И.Ф.

В настоящее время, при постоянных изменениях в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию, это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.

Формирование гражданского мировоззрения проходит ряд этапов — от начального представления до глубокого, теоретически осмысленного осознания своего места в мире, в жизни страны.

Дошкольные годы, когда закладываются основы добрых чувств — любви к людям, к труду, к родной природе, к Родине. Способность любить, сопереживать, откликаться на состояние других людей, стремление к прекрасному — вот самый глубинный источник формирования чувств.

Уже в дошкольные и первые школьные годы формируются у детей и основы мировоззрения, символах нашего государства, о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Моральные представления о высоких человеческих качествах (трудолюбии, дружбе, коллективизме, доброте, справедливости, честности, скромности) т.е положительного отношения к людям, к ценным явлениям окружающей действительности и формированию активной позиции нетерпимости ко всему плохому — к лжи, лени, эгоизму, безответственности, недисциплинированности и т.д. Систему занятий нужно организовать так, что бы на примере высоких человеческих качеств легко усваивалось патриотическое воспитание дошкольников. Занятия должны строиться в доступной и интересной для детей форме. Для этого необходимо использовать: развивающие игры; этюды; упражнения; рассматривание рисунков и фотографий; рассказ педагога и рассказы детей; сочинение историй; чтение художественных произведений; беседы; моделирование и анализ заданных ситуаций; слушание музыки; рисование; мини — конкурсы, игры — соревнования и т.д.

При проведении работы по патриотическому воспитанию детей необходимо помнить следующее:

  • — по ходу рассказа необходимо обязательно использовать наглядный материал. Это могут быть фотографии, репродукции картин, слайды, различные схемы, рисунки мелом на доске и др.
  •  
  • — в процессе знакомства детей с достопримечательностями родного города, педагог часто рассказывает о различных архитектурных сооружениях: зданиях, храмах, соборах. В этом случае не следует подробно рассматривать их архитектуру, использовать специальную терминологию. Достаточно выделить что-то главное, что отличает данное здание.
  •  
  • — В работе с детьми по знакомству с родным городом необходимо широко использовать такие формы работы, как целевые прогулки и экскурсии, так как узнать и полюбить город только по иллюстрациям невозможно.

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка дошкольника — сложный процесс. В основе его лежит чувство к Родине… Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.  И наша задача — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных, труд людей, традиции дома (детского сада, родного края), общественные события и т.д.

Исходя из этого, работа по нравственно-патриотическому воспитанию включает в себя целый комплекс задач:

· формирование духовно-нравственного отношения, чувства сопричастности и любви к семье, городу, стране, к природе родного края, к культурному наследию своего народа;

· развитие интереса к русским традициям и промыслам;

· формирование элементарных знаний о правах человека;

· расширение представлений о городах России;

· знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

· воспитание уважительного отношения к защитникам Отечества, традициям государства, общественным праздникам;

· формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Работы по патриотическому воспитанию также позволяет решать ряд смежных задач.

1. Задачи эстетического и нравственного воспитания. Самое существенное в воспитании нравственных чувств – это непосредственное проявление их в реальных практических поступках. Действие отношения к окружающему миру Организация проявляется в игре, творческой и изобразительной деятельности, общении, повседневной жизни.

2. Задачи физического воспитания. Развитие смелости, ловкости (особенно в спортивных играх с военно-патриотическим содержанием).

3. Задачи трудового воспитания. Поощрение трудовой деятельности детей,  основе которой лежит желание сделать что-то для других. Труд с общественной мотивацией следует организовывать не только в детском саду, но и дома, приобщая к этому семью ребенка. Причем эта работа должна вестись систематически. Труд дошкольников невелик и несложен, но необходим для формирования его личности. Необходимо приучать детей добросовестно относиться к любой работе, добиваться поставленной цели, воспитывать бережное отношение к общественному добру.

4. Формирование бережного отношения к природе. Важно сочетать формирование бережного отношения к природе (уход за животными, работа на огороде, подкормка птиц, выращивание цветов, овощей…) сочеталось с воспитанием любви к родному городу, с желанием работать вместе с взрослыми по его благоустройству (субботники, озеленение).

Приобщение детей к истории и культуре родного города через знакомство с улицами ближайшего окружения.

1. Расширять представления детей об истории улиц родного города.

2. Развивать самостоятельность, коммуникативные качества, память, мышление, творческое воображение.

3. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком.

4. Расширить кругозор детей на основе материала, доступного их пониманию.

5. Обогатить детско-родительские отношения опытом совместной деятельности через формирование представлений об улицах родного города.

Работы по патриотическому воспитанию также позволяет решать ряд смежных задач

Методы работы.

· Целевые прогулки и экскурсии (Краевой музей, к памятникам…)

· Наблюдения за трудовой жизнью людей, изменениями в облике города, улицы, детского сада

· Рассказ и объяснения педагога в сочетании с показом и наблюдением

· Беседы о родном  городе, улице, детском саде

· Использование иллюстраций, диафильмов, аудио и видео записей

· Использование фольклора (разучивание песен, стихов о родине и крае, пословиц, поговорок, чтение сказок)

· Знакомство с произведениями народного творчества (роспись, скульптура, вышивка и тд.)

· Обогащение и стимулирование детского творчества

· Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду

· Поощрение инициативы и стремления детей самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, бережно относиться к общественному имуществу, добросовестно выполнять поручения, правильно вести себя в общественных местах.

· Воспитание уважения к ветеранам войны и труда, рассказывая о подвигах воинов, устраивая тематические праздники, приглашая ветеранов воин, героев труда.

Патриотическое воспитание дошкольников, младших школьников это та объединяющая сила, которая может вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа. Поэтому работа с детьми в области формирования патриотизма является актуальной задачей в настоящее время. Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Согласитесь, что невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам.

  • ЦРТД и Ю «Дом пионеров»
    © 2010-2014
    Все права защищены.
    Запрещено использование материалов сайта без согласия его авторов и обратной ссылки.