ДОМ ПИОНЕРОВ

От идеи до модели

«От идеи до модели»: поиск альтернативных вариантов проекта методами конструирования

Описание опыта

p74_4Автор: Бабарыкина Ирина Васильевна, педагог дополнительного образования

Организация проектной деятельности обучающихся обеспечивает целостность педагогического процесса, помогает создать положительную мотивацию для самообразования.

Учебный проект с точки зрения обучающегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.

Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими обучающимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект с точки зрения педагога – это интегративное средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: учит выявлению проблем и постановке задач, целеполаганию и планированию деятельности, поиску нужной информации, самоанализу и рефлексии, презентации своей деятельности.

Успешность проектной деятельности на занятиях полностью зависит от педагога, его умения планировать занятия с учётом имеющихся возможностей детского объединения, умения организовать и стимулировать познавательную работу воспитанников, его творческих возможностей и использования современных технологий.

Главной частью проектирования и творческого проекта является конструирование, в ходе которого необходимо создать альтернативные варианты для своего проекта.

При выборе конструкции и технологии изготовления изделия можно получить различные их варианты, для этого можно использовать методы конструирования: морфологический анализ и метод фокальных объектов.

1. Морфологический анализ.

Слово «морфология» означает учение о форме.

Морфологический анализ – анализ формы предмета.

При применении этого метода в интересующем изделии выделяется группа основных конструктивных признаков. Для каждого признака выбирают альтернативные (то есть возможные) варианты его исполнения. Комбинируя между собой различные альтернативные варианты, можно получить множество различных решений.

схема[6]_thumb[1]

 

В этой таблице для изделия «Модель автомобиля» выделено 10 признаков. Если из каждой строки таб­лицы взять по одному варианту, то получим некоторую конструкцию автомобиля. Сочетание вари­антов представляет, например, следующую конструкцию модели:

• Легковой автомобиль;

• Модель – контурная;

• Корпус из фанеры разноцветный;

• С резиномотором; рама из фанеры; колёса фабричного производства;

• При оформлении использовать цветные маркеры;

• Модель покрыта лаком.

Из рассмотренного примера видно, что суть метода заключается в построении таблицы различных альтернативных вариантов (так называемой морфологической таблицы) и выборе из получаемых комбинаций наилучшего решения.

2. Одним из достаточно эффективных методов конструирования моделей является метод фокальных объектов. Этот метод можно использовать тогда, когда необходимо улучшить, модернизировать какой-либо технический объект. Своё название этот метод получил потому, что совершенствуемый объект ставится в центр внимания, в фокус. Суть метода заключается в том, что несколько случайно выбранных объектов переносят на совершенствуемый объект, в результате чего получают необычные сочетания, позволяющие преодолеть психологическую инерцию.

Например, необходимо усовершенствовать или разработать новую конструкцию детского стульчика.

Для этого:

1. Выбираем наугад из любой книги, журнала, газеты несколько случайных слов (можно даже сделать это, закрыв глаза и ткнув наугад пальцем в страницу несколько раз).

2. Составляем для выбранных предметов перечень их свойств.

3. Определяем свойства, которые могут быть присоединены к фокальному объекту – детскому стульчику.

4. Записываем варианты решения и выполняем эскизы детского стульчика.

Результатом работы должны стать 2-3 альтернативных варианта с их кратким описанием, а также указанием достоинств и недостатков.

Пример выполнения задания.

Допустим, что после выбора мы имеем слова: «стол», «утюг», «машина», «кошка». Составляем для данных предметов перечень их свойств и определяем те из них, которые могут быть присоединены к фокальному объекту. Этот процесс можно осуществить, используя схему:

схема_thumb[1]_thumb[1]

Анализ свойств случайных объектов позволяет выделять из них как полезные, так и бесполезные для совершенствуемого объекта. В данном случае вариантом решения могут быть:

1. Складной деревянный стульчик.

2. Стульчик с колёсиками.

3. Стульчик, оббитый мягким мехом.

Необязательно, чтобы все выбранные объекты как-то подходили к изобретаемому предмету, но, используя этот метод, можно получить большое количество самых разнообразных вариантов, после обсуждения которых выбирается оптимальный.

Таким образом, использование методов конструирования: морфологического анализа и метода фокальных объектов позволяет найти обучающимся оптимальные варианты любого проекта.

Список литературы.

1. Организация проектной деятельности / авт.-сост. О.А. Нессонова и др. – Волгоград: Учитель, 2009. – 207 с.

2. П.С. Проектирование по технологии // Школа и производство. – 2000. — №3.

3. Лернер И. К, Новикова Т. Д. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование. – 2000. № 7. с 151-157

Полат Е.С. Как рождается проект. М.,1995. – 74 с

Приложение «Алгоритм выполнения проекта»

Оставить комментарий

  • ЦРТД и Ю «Дом пионеров»
    © 2010-2014
    Все права защищены.
    Запрещено использование материалов сайта без согласия его авторов и обратной ссылки.