ДОМ ПИОНЕРОВ

О смыслотворческой деятельности — 2

Особенности организации смыслотворческой деятельности старшеклассников в условиях дискуссионного этического клуба «РИМ: Романтики и мыслители» 

Ананьева Е.Ю., методист

dce621371455ed06f687439c8a726169_bigМногие современные философы, психологи, педагоги отмечают губительную тенденцию, характерную для нашего времени, ощущение смыслоутраты. Данное явление характерно и для образования. По отношению к человеку оно порой принимает отчуждённый характер, его всё чаще рассматривают с точки зрения утилитаризма как приобретение знаний, умений и навыков для выполнения узкопрофессиональных функций.

 

Современная педагогическая гуманитарная парадигма основывается на принципе личностно-смысловой направленности образования и воспитания в частности. Как показывают социологические исследования, большое количество людей оказываются под влиянием социально негативных явлений по причине отсутствия внутренних смысловых ориентиров на гуманистические ценности. Также они подвержены потере смысложизненных ориентиров из–за деградации способности к деятельности как субъекта, самоанализу, способности преодоления кризиса и восприятие жизни на низменно гедонистическом уровне.

При активной смысловой атаке извне, которую совершают преступные элементы, эти люди часто оказываются в их власти, присваивая навязанные, искажённые смыслы в собственные личностные. Смыслоутрата толкает людей к алкогольной и наркотической зависимости. В качестве основы смыслотворческого процесса, необходимо ввести педагогическую активизацию поиска личностного смысла обучающимися, направленную на самосохранении собственного психического и физического здоровья, через постижение духовно-нравственного опыта человечества.

Под здоровьем понимается оптимистический взгляд на жизнь и на окружающий социум, навыки самозащиты и отстаивание собственной позиции, принятия себя как уникальной личности, готовность противостоять навязыванию негативных поведенческих моделей, стремление к положительным интересам, альтруистические потребности, здоровый образ жизни, а также стрессоустойчивость, способность преодолевать конфликты в конструктивном ракурсе, вера в себя и в своё будущее, стремление к успеху и не навредить, быть полезным себе, своим близким, обществу.

Под смылотворчеством понимается определение и порождение систем личностных смыслов, опосредованных преобразованием деятельностей отношений и общения в деятельность осмысления и творчества. Таким образом, организованная смыслотворческая деятельность позволяет педагогу целенаправленно взаимодействовать с обучающимися в образовательном процессе для постижения вопросов бытия, стимулировать погружение учеников в собственный мир для поиска ответов на вопросы: «Каким я хочу быть и каким надо быть? Кем мне быть в этой жизни? В чем смысл моей деятельности, моих действий и поступков, как это сказывается на окружающих? Как хочу прожить жизнь и в чём её смысл?».

Задачи, которые решаются при организации смыслотворческой деятельности, направлены на развитие рефлексивных навыков собственной духовно-эмоциональной сферы, и формирование ценностно-смысловых компетентностей обучающихся. Педагог способствует актуализации ориентации обучающихся на положительные идеалы, оптимистичному восприятию жизни, освоению гуманистических ценностей, самовоспитанию, саморазвитию, более или менее объективной самооценке собственных возможностей для дальнейшего жизнетворчества.

Введение в воспитательный процесс психологического компонента необходимо в условиях развития современного общества. Общепринятые на государственном уровне положительные идеалы ушли в небытие, и поэтому перед современными людьми стоит вопрос об использовании внутренних резервов своего существования, о повышении внутренней мотивации для реализации себя как субъекта в общественных отношениях и при достижении жизненных целей. Психологические знания о закономерностях развития личности и её отношениях с обществом, о психологических нормах социально ориентированного поведения и творческое применение этих знаний позволит формироваться самоактуализации и потребности в самореализации при объективном и адекватном отношении к себе и социуму.

Исходя из вышеперечисленного, основной идеей деятельности дискуссионного этического клуба «РИМ: романтики и мыслители» является воспитание гуманной личности. Развитие у старшеклассников осмысленного ответственного отношения к организации собственного пространства, к жизни и самовыражению. Также формирование культурной толерантности и чувства сопричастности к судьбе своей страны и современников.

Цель деятельности клуба – расширение духовно-нравственного опыта обучающихся в процессе постижения философских, этических, психологических и культурных понятий.

Деятельность клуба призвана способствовать:

· формированию представлений обучающихся о предметном и ценностном содержании объектов нравственности и гуманизма;

· проявлению смыслотворческой активности обучающихся в процессе освоения, через проживание ценности, объектов нравственности и гуманизма;

· активизации самостоятельности обучающихся в личностном осмыслении этического, гуманистического, культурного и духовного опыта;

· актуализации личностно-смысловых позиций обучающихся нравственной направленности, через осуществление рефлексии их внутреннего личностного пространства.

Деятельность клуба строится на принципах природосообразности, продуктивности, гуманизма, поликультурности и социокультурности.

Принцип природосообразности в процессе воспитания позволяет опираться на возрастные, индивидуальные особенности и потребности обучающихся.

Принцип продуктивности позволяет выразить творческую продуктивную сущность смыслотворческой деятельности и создать условия для творческой практической деятельности обучающихся.

Принцип гуманизма определяет сущность личностно-деятельностной ориентации воспитательного процесса, способствующего становлению субъект-субъектных отношений и формированию нравственных позиций личности.

Принцип поликультурности способствует сохранению и умножению многообразия культурных ценностей, норм, образцов поведения и форм деятельности. Также помогает становлению культурной идентичности обучающихся и пониманию множества культурных образований.

Принцип социокультурности предполагает свободу культурного личностного самоопределения обучающихся в окружающей социокультурной среде, становлению их культуры личностных смыслов.

Организация деятельности клуба опирается на такие методические принципы как интеграция, нравственно-этическое познание, создание психолого-этического контекста через проблемные ситуации нравственного выбора, культуротворческие ситуации и смыслообразующий диалог.

Содержание смыслотворческой деятельности клуба реализуется в опоре на философские, психологические, этические, культурные понятия и произведения искусства. Перечисленные позиции являются основными и способствуют эмоционально-когнитивному, личностному освоению этических норм, ценностей через погружение в личностно-смысловую активность. Личностно-смысловая поисковая активность обучающихся достигается средствами проблемной ситуации, несущей в себе нравственный конфликт, и общего обсуждения — смыслообразующей дискуссии.

Проблемная ситуация предлагается в виде афоризмов, мудрых мыслей, пословиц, литературных отрывков, отрывков из кинофильмов, мини спектаклей, поставленных силами обучающихся. Каждая встреча включает в себя мотивационные и рефлектирующие компоненты, способствующие активизации личностного осмысления, личностному выбору и позиции, которые могут отражаться в ведении дневников-размышлений обучающимися, в их высказываниях, творческих презентациях, инициативности, в самовыражении и поведении.

Главная задача состоит в избегании универсальных общих выводов-смыслов «одних на всех», выражающихся в формуле «это хорошо, а это плохо». Связь с жизнью, демонстрация различных взглядов на проблему показывает трудность выбора личностью определённой позиции и способствует развитию социальной, культурной толерантности и эмпатии обучающихся.

Содержательный материал деятельности клуба несёт в себе этическую и художественную ценность, педагогическую целесообразность, воспитательную значимость, отражает актуальный духовный опыт человечества. На каждой тематической встрече ребята задумываются о многогранности, существующего в морали, о личном нравственном выборе, о субъективном познании мира и человеческого бытия.

Оставить комментарий

  • ЦРТД и Ю «Дом пионеров»
    © 2010-2014
    Все права защищены.
    Запрещено использование материалов сайта без согласия его авторов и обратной ссылки.