ДОМ ПИОНЕРОВ

Музыкотерапия

МузыкотерапияСамый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости, обучение чувствованию и эмоциональной отзывчивости – это путь через музыку, игру, фантазирование, сочинительство. Всё это может дать искусство, художественная и музыкальная деятельность.

Музыкотерапия – метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки, использующий музыку в качестве средств коррекции.

Методики музыкотерапии предусматривают как целостное и изолированное использование музыки в качестве основного и ведущего фактора воздействия (прослушивание музыкальных произведений, индивидуальное и
групповое музицирование), так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных приёмов для усиления их воздействия и повышения
эффективности.

Музыкотерапия реализуется в трех основных
видах музыкальной деятельности:
— в процессе слушания музыки (музыкального
восприятия);
— исполнения (пение, музыкально-ритмические
движения, элементарное музицирование);
— творчества (сочинения, импровизации, фантазирование).

Список рекомендуемых музыкальных произведений для развития и коррекции эмоциональной сферы детей:

Для уменьшения раздражительности, агрессии, гнева:
Бах И. «Кантата № 2»
Бетховен Л. «Лунная соната»
Прокофьев С. «Соната ре-мажор»
Чайковский П. «Сентиментальный вальс»
Вагнер Р. «Хор пилигримов»

Против тревоги:
Шопен Ф. «Мазурки и прелюдии»
Штраус Р. «Вальсы»
Рубинштейн А. «Мелодия»

Для снятия озлобленности:
Бах И. «Итальянский концерт»
Гайдн Й.«Симфония»
Шуберт Ф. «Аве Мария»
Дебюсси К. «Свет луны»

Успокоительные:
Бетховен Л. «Шестая симфония» часть3
Брамс И.«Колыбельная»
Шуберт Ф. «Аве Мария»
Дебюсси К. «Свет луны»

При головной боли:
Бетховен Л. «Фиделио»
Лист Ф. «Венгерская рапсодия № 1»
Хачатурян А. сюита «Маскарад»
Гершвин Дж. «Американец в Париже»

Против гипертонии, подозрительности:
Бах И.С. «Концерт ре-минор для скрипки»
Барток Б. «Соната для ф – но»
Бах И.С. «Кантата № 21»
Шопен Р. «Ноктюрн ре-минор»

Снимают переутомление, напряженность:
Григ Э. «Утро»

При угнетенном меланхолическом настроении (полезно слушать утром, во время болезни):
Бетховен Л. «К радости»
Шуберт Ф. «Аве Мария»

При снижении сосредоточенности, внимания:
Бизе Ж. «Старинная песенка»
Лей Ф. «История любви»
Маккартни П. «Вчера»
Форе Г. «Элегия»

Расслабляющее воздействие:
Дебюсси К. «Лунный свет»
Шумана Р. «Грезы»

Тонизирующее воздействие:
Монти Ф. «Чардаша»
Пёрселл Г. «Аделина»
Легран М. «Шербургские зонтики»

При приёме пищи:
Вивальди А.«Времена года»

Методики музыкотерапии

 

Музыку можно рассматривать и как способ улучшения эмоционального фона в семье, что может привести к гармонии взаимоотношений в ней.

Медленная музыка в стиле барокко (И.С. Бах, Гендель, А. Вивальди) дает ощущение устойчивости, порядка, безопасности, создает духовную стимулирующую среду, подходит для занятий, работы.

Классическая музыка (Й. Гайдн, В. А. Моцарт) отличается ясностью, элегантностью и прозрачностью, способна повышать концентрацию, память и пространственное восприятие.

Музыка романтизма (Ф. Шуберт, Р. Шуман, П.И. Чайковский, Ф. Шопен и Ф. Лист) подчеркивает выразительность и чувственность, часто пробуждают индивидуализм, мистицизм; эффективно используется для активизации симпатии, страстности и любви.

Музыка импрессионистов (К. Дебюсси, Ж. Равель) основана на свободно текущих музыкальных настроениях и впечатлениях, вызывает приятные образы, как в сновидениях.

Джаз, блюз, регги поднимают настроение, вдохновляют, дают выход радости, рассеивают печаль, повышают общительность.

Румба, самба, макарена обладают живыми ритмами и импульсивностью, что повышает сердцебиение, делает дыхание более частым и глубоким, заставляет все тело двигаться, самба, тем не менее отличается редкостным свойством возбуждать и успокаивать одновременно.

Поп-музыка, народные мелодии провоцируют телодвижения, создают ощущения благополучия.

Рок-музыка (Элвис Пресли, Стинг) пробуждают чувства, стимулируют активные движения, снимают напряжение, ослабляют боль и снижают неприятный эффект громких и резких звуков, присутствующих в окружающей среде. Также способна создать напряжение, вызвать диссонанс, стресс и боль в организме.

Спокойная фоновая музыка, современные оркестровки усиливают состояние расслабленной готовности.

Панк, рэп, хип-хоп перевозбуждает, повышает активность.

Подготовила методист Н.Т.Салова

(Использованы материалы: Журнал «Здоровьесберегающее образование» №4, 2011г.; И.Б.Глазкова «Музыкотерапия, как средство развития эмоциональной сферы детей  старшего дошкольного возраста, эффективный метод оздоровления. )

Оставить комментарий

  • ЦРТД и Ю «Дом пионеров»
    © 2010-2014
    Все права защищены.
    Запрещено использование материалов сайта без согласия его авторов и обратной ссылки.