ДОМ ПИОНЕРОВ

Метод «комбинаторных игр» — как путь к успеху ребенка

Материал подготовила ПДО Елена Михайловна Куманцова

Дети рисуютЦелью моей педагогической работы является организация такого творческого процесса, при котором даже не рисующие маленькие дети начинают творить. Я считаю, что необходимо создать все условия для раскрытия и развития творческого потенциала ребенка.

Обучение в студии «Золотой петушок» – это увлекательный процесс, в котором дети пробуют все: овладевают разнообразными художественными материалами, практическими навыками, комбинируют техники. В результате получается творческая работа, имеющая авторский «почерк».

Оноприенко Лена, 7 лет

Оноприенко Лена, 7 лет

В детском саду маленькие дети рисуют с удовольствием, в школе же рисующих детей становится все меньше и меньше. Основная масса детей полагает, что они не умеют рисовать. У детей появляются комплексы. Проблема, на мой взгляд, кроется в подходе к обучению рисованию: обучение необходимо начинать не с обращения к реальной жизни, не с изображения конкретных форм, требующего предварительного изучения натуры, а с создания абстрактных композиций. Это первая ступень освоения ребенком изобразительной деятельности. Поэтому, организуя образовательный процесс, в основном, я применяю «метод комбинаторных игр».

В основе метода лежит комплекс действий с элементами языка изобразительного искусства. Задания даются в виде игр с художественными материалами. Выполняя задания, дети открывают выразительные возможности художественных средств – получают представления о характере линий, пятен, штриховки; учатся работать с цветом – получать холодные-теплые, светлые-темные, глухие-звонкие, использовать контраст и нюанс (по цвету и по тону); изучают закономерности ритма пятен, линий, штриховки.

Начиная ту или иную работу, ребенок играет по правилам, установленным педагогом. Например, когда дети знакомятся с глухими цветами, я показываю им, как на листе бумаги, как на палитре, смешивать все цвета с черной краской. Вижу, что засветились их глаза – ведь можно работать со всеми красками сразу. Когда лист заполнен, я предлагаю детям нарисовать деревья, используя белую краску. Ночь. Луна. Ее серебристый свет вырывает деревья из ночи. А можно предложить детям игру «На что похоже?». У кого-то это будет ночное небо, а у кого-то – космос.

Открытие изобразительных и выразительных возможностей звонких красок происходит с помощью упражнений, которые задаются как игры с различными линиями. Ребенок придумывает им разный характер, чередуя светлотные оттенки одного цвета, используя прием растяжки, заполняет пространство между линиями данными полученными цветами.

Таким образом, правилами игры становятся ритмические закономерности, различные способы упорядочения элементов формы.

Создание на занятиях игровой ситуации является необходимым условием обучения. Играя с художественными материалами и средствами, ребенок создает необычные для него образы. Например, используя хозяйственную пленку при работе с акварелью по-сырому, дети получают неожиданный результат: пятна краски приобретают форму, появляются линии, ритм. В сущности, для детей это новая игра: «На что похоже?».

Угадывая в ходе этой игры свои зрительные впечатления в абстрактных конструкциях, ребенок тем самым открывает изобразительные и выразительные возможности художественных материалов и средств, он пытается организовать пространство, создать образ, причем каждый по-своему. У одних появляется морское дно со сказочными рыбами, у других — кроны деревьев.

Организация образовательного процесса может быть построена следующим образом:

1. Упражнения на освоение приема или художественного средства.

2. Игра «На что похоже». Открытие изобразительных (выразительных) возможностей ритмически организованной формы.

3. «Обыгрывание» упражнений: определение содержания, детализация образа.

4. Выполнение композиций на основе впечатлений от упражнений.

5. Выставка работ. Открытие воздействия гармонически организованной формы на эмоционально-чувственном уровне.

6. Итоговая выставка (работы, контрастные по содержанию).

Творческое использование метода комбинаторных игр также дает положительные результаты. Например, работа с шаблонами. Когда маленький ребенок не может справиться с композицией листа, или он не может что-то сразу нарисовать, на помощь приходят шаблоны из цветной бумаги. Наклеенная бумага – толчок включить творческую мысль для создания образа на основе шаблона.

Организация листа предполагает обыгрывание шаблона. Например, создание образа дерева-дома. Ребенку предлагается для работы шаблон овальной формы из цветной бумаги.

Задание: представить, что это крона сказочного дерева, которое населяют разные животные. Создается проблемная ситуация: как превратить дерево в дом — это дерево, и в тоже время это дом. Дети решают вырезать окна. Окна получаются разного размера и форм. Шаблон наклеивается на чистый белый лист бумаги.

В окнах дети рисуют «жителей» этого необычного дерева-дома, дорисовывают ствол. Далее рисуют траву волнистыми, ломанными, дугообразными линиями. Используя прием штриховки «без отрыва руки», заполняют светлыми или теплыми, холодными или темными цветами пучки травы. Таким образом, ребенок создает свою собственную композицию. Шаблоны могут быть самые разные: они зависят от предлагаемого педагогом задания.

Худоян Ангелина, 7 лет

Худоян Ангелина, 7 лет

Итак, метод, о котором я рассказала, можно использовать в работе с начинающими художниками самого разного возраста. Общее же направление в работе, пожалуй, можно выразить так: от манипулирования художественными средствами к открытию изобразительности, далее – к открытию выразительных возможностей языка искусства и, наконец, к открытию возможности общаться средствами искусства.

Ягубцева Ксюша, 6 лет

Ягубцева Ксюша, 6 лет

Студия «Золотой петушок

Источник: http://www.pandia.ru/text/77/28/96063.php

Оставить комментарий

  • ЦРТД и Ю «Дом пионеров»
    © 2010-2014
    Все права защищены.
    Запрещено использование материалов сайта без согласия его авторов и обратной ссылки.