ДОМ ПИОНЕРОВ

Интерактивная физминутка как здоровьесберегающий фактор на занятии

физкультураВ современных условиях модернизации российского образования основная ориентация педагога дополнительного образования должна быть связана с усилением внимания к таким важным качествам, как культура поведения, усвоение этических норм, сформированность ценностного отношения к собственному здоровью.

Один из главных секретов хорошего физического самочувствия дошкольников и младших школьников в высокой активности в учебном процессе состоит в использовании рационально подобранных игр оздоровительной направленности.

Каждый педагог должен знать, что признаки утомления у детей 3-4 лет появляются через 7-9 минут образовательной деятельности, у детей 5-6 лет — через 10-12 минут, в 7-8 лет — через 12-15 минут! Во время занятия у учащихся любого возраста значительную нагрузку испытывают их органы зрения, мышцы кистей рук и всего туловища, часто длительно находящегося в статическом положении.

Утомление может проявляться по-разному: зевотой, рассеянным вниманием, отвлекаемостью, раздражительностью, появлением непроизвольных движений, нарушением осанки и координации движений.

Одним из самых эффективных способов предупреждения утомления, улучшения общего состояния детей, смены их деятельности считаются кратковременные физические упражнения, так называемые физкультурные минутки (физкультминутки, физминутки). Они снимают напряжение мышц, вызванное неподвижным состоянием, переключают внимание с одной деятельности на другую, успокаивают нервную систему и восстанавливают работоспособность детей.

Профессиональное мастерство современного педагога характеризуется уровнем его профессиональных умений и навыков в процессе разработки занятия. В это занятие гармонично вписываются музыкальные и интерактивные физминутки.

В интернете на специализированных сайтах можно скачать массу анимированных (от лат. апіта — душа; animatus — одушевление) физкультурных минуток. Но не забывайте, что выбор той самой эффективной, подходящей физминутки зависит от того, каким видом деятельности вы в данное время занимаетесь с детьми, ведь от этого зависит, в каком виде отдыха, в каком виде физминутки они нуждаются больше всего!

Длительность физкультурных минуток обычно составляет 1-5 минут. Каждая физминутка включает комплекс из трех-четырех правильно подобранных упражнений, повторяемых 4-6 раз. За такое короткое время удается снять общее или локальное утомление, значительно улучшить самочувствие детей.

Виды физминуток:

· физкультурные паузы;

· гимнастика для глаз;

· пальчиковая гимнастика;

· дыхательная гимнастика.

Предлагаем комплексы упражнений для педагогов дополнительного образования и родителей.

Физкультурные паузы

Физкультурные упражнения должны вовлечь в работу те мышцы, которые в большей степени подвергаются утомлению во время учебной деятельности на занятии. Это мышцы спины, шеи, бедер. Комплексы должны состоять из физических упражнений, которые не требуют сложной координации движений и большого пространства, которое можно выполнять в положении «сидя», и в положении «стоя» в медленном или среднем темпе.

Физкультурные упражнения могут проводиться без предметов, с предметами. Комплексы выполняются под счет, стихотворный текст, музыкальное или мультимедийное сопровождение. Амплитуда движений должна быть небольшой, чтобы школьники не мешали друг другу.

Ссылкизимняя физминутка; pарядка для начальной школы

Гимнастика для глаз

Гимнастика для глаз полезна детям любого возраста в целях профилактики нарушений зрения. Занимаясь профилактикой с учащимися на занятиях, не допускайте зрительного утомления! Очень интересны детям электронные физминутки для глаз (физминутки — офтальмотренажеры).

Система упражнений, представленная в виде мультимедийных презентаций, сохраняет зрение, способствует развитию прослеживающей функции глаз, повышает мотивацию детей к выполнению зрительной гимнастики, вызывает приятные эмоции. Методика проведения электронной физминутки проста в использовании. Дети слушают музыку и следят за движением объектов.

Занимаясь с детьми, используйте не более двух новых упражнений в месяц. Если упражнения сопровождаются стихами, то не требуйте, чтобы все дети их обязательно проговаривали. Главное – движения глаз!

Ссылки: физминутка для глаз, методика Е.С. Аветисова, стихи о глазах и зрении

Пальчиковая гимнастика (пальчиковые игры)

Мелкие мышцы руки и кисти ребенка быстро устают и требуют расслабления. Что может помочь в этом случае? Лучшей физминуткой в такой ситуации является пальчиковая гимнастика или пальчиковые игры.

Пальчиковые игры — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев». Пальчиковые игры как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети активизируют моторику рук.

Ссылки: физминутка «Зайчики»пальчиковая гимнастика «Урожай», пальчиковая гимнастика

Дыхательная гимнастика

Дыхательные упражнения, направленные на укрепление дыхательной мускулатуры улучшают умственную деятельность ребенка. Традиционно при обучении дыханию рекомендуют отдавать приоритет носовому дыханию. Специалисты считают, что это будет способствовать профилактике насморка и острых респираторных заболеваний.

С целью правильного обучения носовому дыханию необходимо использовать специальные дыхательные упражнения, акцентируя внимание детей на глубокий вдох через нос и выдох через рот.

Ссылки: дыхательная гимнастика по методу Стрельниковой А.Н.

Наш сайт постоянно пополняется полезной информацией по здоровьесбережению учащихся на занятиях.

Материал подготовила старший методист Юрьева Т.И.

Один комментарий

  1. Екатерина
    Очень актуальная статья в наше время гиподинамики!
    16.02.2015 at 10:54

Оставить комментарий

  • ЦРТД и Ю «Дом пионеров»
    © 2010-2014
    Все права защищены.
    Запрещено использование материалов сайта без согласия его авторов и обратной ссылки.