ДОМ ПИОНЕРОВ

Через творчество к успеху

Педагог дополнительного образования Шкиря Лилия Анатольевна

Бисероплетение. Через творчество к успехуИсследователи, ученые, педагоги, психологи и врачи в последнее время отмечают появление тенденции ухудшения здоровья детей, увеличение числа детей с отклонениями в развитии. Такие дети испытывают трудности в учебе, в социальной адаптации, в творческой самореализации.

Им необходимо иметь возможность развивать продуктивные виды деятельности, где они смогут реализовать себя, повысить свою самооценку, сформировать необходимые практические умения, научиться ремеслу.

К нам в Центр уже второй год на занятия по бисероплетению приходит группа детей, имеющих отклонения в развитии, из школы-интерната № 2, из 4Б класса. На занятиях по бисероплетению создаются условия, способствующие формированию важнейших психических новообразований данной категории детей младшего школьного возраста.

Красота и оригинальность готовых изделий-образцов, их практичность и функциональность, завораживающий блеск бусин и стекляруса, доступность материала, простота приемов – все это привлекает девочек, создает мотивацию для деятельности. Но за внешним блеском и красотой стоит упорная работа, преодоление трудностей, себя, и нет другого пути достижения результата, постижения самого себя. Дети разные, темп работы и усвоение нового материала разные.

Чтобы не исчез у детей интерес к деятельности, необходимо дозировать нагрузку для каждого, выбирая посильную работу, следуя возможностям, потребностям ребенка. Такое внимание к индивидуальным особенностям детей формирует ситуацию успеха, дает ребенку ощущение своей значимости, поднимает настроение, повышает учебную мотивацию. В создании ситуации успеха важную роль играет посильная помощь педагога, оказанная вовремя и с тактом.

Я сначала предоставляю возможность ребенку самому найти ошибку, понять, почему не получилось, проговорить это, а затем уже исправлять. Эти дети очень неуверенны, часто сомневаются в своем выборе. Важно убедить воспитанников не бояться своих ошибок, — ведь не ошибается тот, кто ничего не делает, а мы же учимся. Часто приходится поддерживать, снимать страх перед работой, авансировать успех, и, конечно же, хвалить: хвалить за аккуратность, настойчивость, за самостоятельное цветовое решение изделия, даже за часть проделанной работы.

У детей младшего школьного возраста активно идет формирование произвольности: развивается произвольная память, внимание, мышление, произвольной становится организация деятельности, повышается способность к произвольной психической саморегуляции и самоконтролю.

На занятиях по бисероплетению работа со схемами, по алгоритму, планирование работы по созданию изделия с одной стороны способствуют развитию абстрактного мышления, с другой – учат действовать последовательно, целенаправленно. Необходимость постоянного контроля над действиями в процессе работы помогает формированию самооценки, умению анализировать свои действия и результат. Постепенно, от занятия к занятию, растет самостоятельность детей.

Почти в каждое задание, изделие включен элемент творчества – это и подбор цвета, и оригинальное расположение элементов, и необычное, но целесообразное применение технического приема и т.д. Кроме этого, на каждом занятии перед практической работой проводятся специальные упражнения, игры, направленные на развитие воображения, расшатывание стереотипов, например «На что похоже?», «Кто это? Что это?», «Перевертыши», «Ты это видишь?», «Необычные линии», «Веселые кляксы» и т.д.

Если в начале учебного года ответы детей были шаблонные и скучными, то через два месяца регулярных упражнений стали появляться оригинальные, сложные ответы, образы. А самое интересное то, что дети стали разворачивать целые сюжеты, в основном забавные. Наличие юмора – качество личности творческого человека. Как известно, творчество – биосоциальный фактор развития человека. Развивая творческие способности детей, предоставляя возможность самореализоваться, мы создаем условия для преодоления и компенсации отклонений в развитии ребенка.

Изделия подбираются таким образом, чтобы, даже работая по образцу, дети получали возможность проявить самостоятельность, инициативу, творческую активность. Работа над каждым изделием как художественным продуктом является мини-проектом.

Воспитанникам необходимо решить проблему: как сделать, какой подобрать материал, как применить знакомые технические приемы (идет процесс планирования, прогнозирования); затем выполняется изделие, по ходу ведется постоянный контроль со стороны ребенка и педагога за процессом и промежуточными результатами, при необходимости работа корректируется; далее готовое изделие оценивается самим ребенком и сверстниками.

Большое значение имеет работа в коллективе, так как именно в коллективе ребенок может социально утвердиться, получить поддержку, здесь он учится ценить себя и других, относится к другим так же, как и к себе, учится понимать значение и важность совместной деятельности, учится строить отношения, коммуникативные связи.

Принципы организации работы с детьми с задержкой психического развития на занятиях по бисероплетению: изучение индивидуальных особенностей и возможностей каждого воспитанника, ориентация на сильные стороны личности, постоянное наблюдение за развитием, темпом и качеством освоения учебного материала, качеством выполнения художественных работ, четкое целеполагание (достижимые, посильные цели, выбор уровня трудности в соответствии с возможностями – работа в зоне ближайшего развития), постоянное позитивное подкрепление, применение специально подобранных упражнений для развития воображения, творческого мышления. Все это способствует созданию ситуаций успеха, что в свою очередь обеспечивает мотивацию, познавательную активность детей.

Таким образом, в работе с детьми с задержкой психического развития на занятиях бисероплетением средствами декоративно-прикладного искусства создаются условия для реализации внутреннего творческого потенциала каждого воспитанника, развития личностных качеств, необходимых для активной социализации, для преодоления и компенсации отклонений в развитии.

Оставить комментарий

  • ЦРТД и Ю «Дом пионеров»
    © 2010-2014
    Все права защищены.
    Запрещено использование материалов сайта без согласия его авторов и обратной ссылки.