ДОМ ПИОНЕРОВ

Социально-значимая деятельность в Ассоциации детских общественных объединений «Лидер» Советского округа.

Старший методист Вайнтруб Марина КимовнаСтановление ценностных ориентиров подростков

Становление ценностных ориентиров подростков как нового поколения российских граждан осуществляется в единстве процесса социализации и индивидуализации воспитания личности. При этом развитие личности зависит еще и от того, насколько верно организован процесс индивидуализации воспитания, как широко он позволяет раскрыть индивидуальные способности подростка, дать возможность реализовать себя в деятельности, осуществляя общественные преобразования.

Социальные инициативы позволяют формировать у детей такие ценности как коллективизм, взаимную требовательность, взаимовыручку, милосердие, доброту, ответственность, доверие, активность, организованность. И в этом смысле — социально-значимая деятельность связана с развитием гражданского сознания человека, патриотических чувств и понимания своего общественного долга. Именно готовность приносить пользу людям, выбор и направленность инициативы определяет ценностное самосознание подростка как гражданина и общественного деятеля.

Чаще развитие и поддержка социально-значимой деятельности реализуется в рамках общественных объединений или Ассоциацией через средства социальных проектов. Ведущая идея такой системы воспитания состоит в том, что в центре нее находится личность воспитанника, готовая включиться и внести свой индивидуальный вклад в развитие общества. При этом содержание воспитания необходимо наполнить ценностями духовной культуры, мировоззрения и нравственности обеспечивая интеллектуальное, этическое, гражданское воспитание, развивая в детской среде здоровый образ жизни и формируя у личности готовность к самостоятельной профессиональной и семейной жизни путем вовлечения в социально-значимую деятельность.

Поэтому большое значение отводится профессиональным и личностным качествам руководителей детских и молодежных общественных организаций, которые и осуществляют процесс воспитания подростков и обеспечивают необходимые условия для духовно-нравственного становления личности ребенка, его самореализации. Такими социально-педагогическими условиями может быть наличие в объединении:

· атмосферы партнерских дружеских отношений между подростками и взрослыми в процессе социально-инициативной деятельности;

· «ситуации успеха» подростков в процессе реализации социальных инициатив;

· высокого уровня готовности подростковой группы к совместному осуществлению общественно значимых преобразований, проявляющейся в устойчивой потребности, высоком уровне организованности и сплоченности;

· активной жизненной позиции педагогов, осуществляющих вместе с детьми социально — инициативную деятельность;

· широкого и деятельного участия государственных структур в сотрудничестве с инициативной группой.

В настоящее время в Ассоциации детских общественных объединений «Лидер», именуемая далее Ассоциация, накоплен позитивный опыт реализации инициатив по различным направлениям досуга, здорового образа жизни, патриотического, гражданского, художественного, эстетического и социального воспитания. Ассоциация создана в октябре 1992 года и действует в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об общественных объединениях», действующим законодательством Российской Федерации и Уставом Ассоциации. В нее входят 16 детских общественных объединений бюджетных общеобразовательных учреждений Советского округа. Главной целью Ассоциации является: формирование позитивного социального опыта, готовности к активным социальным действиям. Поставленная цель достигается через решение следующих задач:

· создание благоприятных условий для сознательного выбора сферы социально значимой деятельности и выражения членами Ассоциации своих интересов;

· расширение содержания и форм социальной активности обучающихся, воспитание качеств лидера;

· оказание помощи конкретным детям в овладении доступными для них способами реализации своих прав в государстве и обществе;

·укрепление гражданской, патриотической позиции в пределах возможностей социального действия детского коллектива;

·обучение аргументированному выбору стратегии жизненного пути, успешному выбору будущей профессиональной деятельности.

Взаимосвязь вожатых и детей осуществляется на следующих уровнях:

·социально-психологический – взрослые и дети – члены одной организации, от их взаимопонимания, умения общаться друг с другом, желания избегать конфликтов зависит успешность ее жизнедеятельности;

· нормативно-правовой – обеспечение гарантий, которые позволяли бы органам детского самоуправления полноценно реализовывать свои функции. Гарантом выступают педагоги – взрослые;

· организационно-управленческий – взрослые и дети взаимодействуют в управлении коллективом через работу органов самоуправления, которые вырабатывают общие решения, составляют реально выполнимые программы деятельности.

Ассоциация ведет свою деятельность по нескольким направлениям: Школа Социальной Активности, которая занимается подготовкой лидеров детских общественных объединений, гражданско-патриотическое направление и проведение шоу-программ.

Мероприятия, проводимые Ассоциацией детских общественных объединений «Лидер» стали уже традиционными:

· «Рука помощи»- мероприятия, проводимые для детей детских домов.

· Окружная выставка детского рисунка, посвященного Дню матери.

· Посылки солдатам «Подарок защитнику Отечества»

· Окружной конкурс детского рисунка, посвященный 8 Марта.

· Выступление Ассоциации ДОО «Лидер» на городской школе детского актива.

· Окружной конкурс комнат ДОО.

· Окружной конкурс «Вожатый года».

· Окружной конкурс «Лидер 21 века».

Одним из ярких примеров по включению подростков в социально-значимую деятельность является организация деятельности пришкольных летних лагерей на базе бюджетных образовательных учреждений. Это благоустройство пришкольной территории, создание и реализация проекта «Вожатые отряда», где дети проходят обучения различным коммуникативным навыкам работы с детьми младшего школьного возраста. Сопутствующими стимулами при этом выступают «ситуации успеха» подростков, радость индивидуального и совместного творческого труда, стремление к воплощению своего и общего социально-значимого идеала в реальности. Благодаря тому, что дети вовлечены в социально-инициативную деятельность музыкальной, изобразительной, литературной и театральной направленности происходит личностный рост подростка, осознание своих возможностей и способностей, углубление сферы эмоциональных переживаний. Ребенок, получая признание и осознавая возможность самореализации в одном или нескольких видах социальной деятельности, участвуя в благотворительных концертах и творческих выставках, стремится к достижению подобного успеха в любой другой ситуации. Приобретенный социальный опыт в областных, городских и районных конкурсах, при работе вожатыми в летней смене пришкольного лагеря активизирует стремление подростков участвовать в самоуправлении своей организации, районных и областных научно-практических конференциях школьников, в совместной деятельности с другими детскими и молодежными общественными организациями.

В условиях погружения в непрерывный творческий процесс, каждый ребенок имеет возможность пройти путь от простого любопытства и случайного интереса до общественной ценностной потребности в социально-значимой деятельности. Это позволяет в полной мере осуществлять социализации и индивидуализации воспитания, дает возможность утверждать о высокой степени готовности как подростковой группы в целом, так и в частности каждого члена группы к совместному и индивидуальному осуществлению общественно-значимых преобразований.

Еще одними ярким примером воспитательного влияния социально-значимой деятельности детских объединений является работа Школы Социальной Активности. Цели деятельности данной Школы определяются потребностями общества, они сформулированы Федеральным законом «Об образовании» и Уставом Ассоциации детских общественных объединений «Лидер».

Члены Ассоциации — это будущие специалисты, а может быть и руководители различных направлений промышленности. От их личностных качеств и направленности во многом зависят качественные преобразования в нашем обществе. С появлением детских объединений и становлением детского самоуправления в них, появилась возможность реализовать активную гражданскую позицию и испытать себя в роли лидеров. Стремление подростка выполнять руководящую функцию ставит необходимость овладения им специальными знаниями и умениями, которые бы способствовали его личностному росту, и позволил бы эффективно управлять группой в тех или иных условиях.

Решение этой задачи осуществляется через деятельность Школы Социальной Активности, представляющей собой сообщество детей и взрослых, совместная деятельность которых направлена на воспитание лидерских качеств каждого члена Ассоциации ДОО «Лидер», а также на формирование и проявление лидерской позиции в практической деятельности. Девиз Ассоциации: «Ты — лидер, Ты — пример для всех! Ты — лидер, ждет тебя успех! Активный, смелый, молодой! Нам вместе хорошо с тобой!»

Главная цель Школы Социальной Активности – формирование личности детского и молодежного лидера с гражданской и гуманистической направленностью.

Задачи Школы Социальной Активности:

1. Создать условия для актуализации потребности в саморазвитии и формировании лидерской качеств у детей, через включение их в различные виды деятельности по направлениям работы Школы.

2. Развить творческий и интеллектуальный потенциал детей и подростков, как лидеров детских объединений.

3. Научить лидеров технологиям психологической культуры общения, влияния на людей, технологиям самопомощи в современных условиях.

Школа ведет свою деятельность в трех пространствах:

· учебное — строится на основе лекционно-практических занятий, посвященных вопросам психологии управления, самоорганизации, теории лидерства;

· деятельностное — реализация конкретных социальных проектов на основе полученных знаний и умений;

· рефлексивное — анализ участниками Школы своих практических действий, осмысление теории через практику, освоение технологий анализа и рефлексии.

Содержание учебного блока основано на субъектно-деятельностном, ценностном подходах к рассмотрению лидерства как явления групповой жизни. Учебный блок включает в себя следующие разделы:

· лидерство как явление групповой жизни; диагностика и формирование лидерских качеств; роль лидера в групповой структуре и динамике;

· эффективные коммуникации.

Организуя процесс воспитания в детских общественных объединениях, учитываются воспитательные возможности социально-значимой деятельности подростков, их интересы и потребности. Создавая определенные условия для участия детей и подростков в реализации социальных инициатив различной направленности, используется как традиционные, так и нетрадиционные методы и формы работы.

Литература

1. Гиль СС. Педагогика поддержки инициатив молодежи. М.. 1 Социальный проект, 2003.

2. Никандров Н.Д. Россия: социализация в воспитание на рубеже тысячелетий. — М.: Педагогическое общество России. 2000.

3. Организатору детского движения. Сборник документов и методических материалов/Сост. ИП. Руденко. ЛА. Муравьева — Самара, 2003.

4. Социокинетика. Стратегия и тактика детского движения нового века. — М., 2003. — 512с.

5. Социокинетика: книга о социальном движении в детской среде. В 2 — х частях/ Сост. и ред.: Т.В. Трухачева, А.Г. Кирпичник.- Москва, 2000.- Часть 1.

6. Тетерский С. В. Социальные инициативы детей и молодежи: поддержка общества и государства: Монография, М.: РЕГЛАНТ, 2003.

7. Шилова М.И. Социализация и воспитание личности школьника в педагогическом процессе: Учебное пособие: Изд. второе, переработанное и дополненное. — Красноярск: РИО КГПУ, 2002.

Оставить комментарий

  • ЦРТД и Ю «Дом пионеров»
    © 2010-2014
    Все права защищены.
    Запрещено использование материалов сайта без согласия его авторов и обратной ссылки.