Об инновациях

Проблемы, основные направления и перспективы развития инновационной деятельности в ЦРТД и Ю «Дом пионеров» в современных условиях

И.В. Бабарыкина, педагог дополнительного образования, методист

imagesПедагогическая инноватика – сфера науки, изучающая процессы развития, связанные с созданием новой практики образования. Одной из важных задач современной педагогической инноватики является отбор, изучение и классификация нововведений, знание которой совершенно необходимо современному педагогу.

Обращение к проблемам инновации и выделение их в число важнейших направлений современной научной мысли явилось результатом осознания возрастающей динамики инновационных процессов в обществе.

Инновации  –  характерный признак истинно современного образовательного учреждения, в том числе и учреждения дополнительного образования. За любой инновацией предполагается наличие инновационно-педагогической деятельности конкретного педагога. Следовательно, необходимо создание условий для педагогического творчества, совершенствования форм и методов обучения и воспитания. Сегодня, как никогда, важно обеспечить непрерывное профессиональное развитие педагога дополнительного образования (этап профессионального образования, этап становления профессионального опыта, этап стабильного профессионального развития, этап педагогического мастерства), сформировать у него способность к профессиональному самовосстановлению, подготовить его к работе в непрерывно обновляющейся педагогической действительности.

Наблюдения показывают, что для эффективного обеспечения процесса непрерывного профессионального развития педагога – как преподавателя-специалиста в определённом направлении, как педагога-воспитателя, как педагога-исследователя, наконец, как педагога-новатора  –  необходимы, по крайней мере, следующие два основных фактора:

1) психологическая готовность педагога к инновационной деятельности и, как показывают наши исследования, особая группа навыков и умений рефлексивно-аналитического и деятельностно-практического порядка;

2) переориентация всех институционализированных форм профессионального образования, повышения квалификации педагога на задачи поддержки его как педагога-профессионала в стремлении к непрерывному профессиональному росту.

Одним из направлений инновационной деятельности является освоение и применение современных педагогических технологий, выбор которых обусловлен необходимостью повышения эффективности обучения. В ЦРТДиЮ «Дом пионеров»  наблюдается положительная динамика доли педагогов, использующих в профессиональной деятельности современные образовательные технологии.  Это стало возможным благодаря условиям, созданным в образовательном пространстве Центра.  Обучающие семинары, участие в конкурсах, проектах разного направления и разного уровня, самообразование, «портфолио» педагога, рейтинг профессионального мастерства – всё это мотивирует педагогов на освоение передовых педагогических технологий. Их использование в практике обучения становится залогом интеллектуального, творческого и нравственного развития воспитанников. С применением современных образовательных технологий решаются задачи целеполагания и планирования результатов образовательной деятельности.

Приоритетным направлением деятельности педагогов отдела ИЗО и ДПИ является учебно-исследовательская деятельность, успешность которой обеспечивается применением технологии проблемного обучения, проектных, информационно-коммуникативных технологий, что способствует самоутверждению ребёнка, развитию его учебно-познавательных, коммуникативных, науко-творческих компетентностей, а так же  повышению уровня профессиональной компетентности педагогов.

Практика показывает, что использование на занятиях элементов проблемных, поисковых, исследовательских, эвристических методов обучения делает процесс обучения более продуктивным. Показателями результативности применения различных технологий является участие и победа воспитанников в конкурсах, учебных проектах  Центра, в работе научно-практических конференций городского и регионального уровней.

Применение модульных, кейсовых, информационно-коммуникативных технологий является перспективным и стратегически важным направлением, так как обеспечивает доступность, вариативность, мобильность образования, позволяет индивидуализировать работу с отдельными воспитанниками.

Принципиально важным для Центра является применение здоровье- сберегающих технологий, научно и инструментально обеспечивающих сохранение  и укрепление здоровья детей. Применение этих технологий носит проникающий характер во все сферы образовательной деятельности. Опыт применения образовательных технологий представлен в ряде выступлений, открытых занятий и публикаций. Доля педагогов, эффективно применяющих спортивно-оздоровительные технологии, возросла благодаря системе мероприятий, направленной на повышение профессиональной компетентности педагогов Центра.

Инновационная направленность отразилась и в вопросах обновления содержания образовательных программ. Программное обеспечение является на современном этапе одним из  приоритетов, которое реализуется преимущественно самими педагогами – результат выражен в разнообразии авторских проектов и  моделей образовательных объединений.

В ЦРТДиЮ «Дом пионеров» инновацией является работа педагогов в постоянно действующих творческих группах, которые работают над инновационными проектами. Деятельность этих групп способствует решению педагогических проблем, связанных с модернизацией образовательного процесса Центра.  Одна из творческих групп, руководит которой  Г.И. Краснорутская,  разрабатывает тему «Особенности работы с одарёнными детьми», так как в концепции модернизации образования большое внимание уделяется формированию профессиональной элиты, выявление и поддержка наиболее одарённых, талантливых детей и молодёжи.

Математическая обработка результатов с помощью статистических методов подтвердила результативность мотивационного управления развитием инновационной деятельности педагогов дополнительного образования: произошли качественные и количественные изменения готовности педагогов дополнительного образования к инновационной деятельности, развитие их творческого потенциала, поисковой активности, отношения к инновациям, развития навыков рефлексии, снижение психологических барьеров деятельности.

Одной из наиболее эффективных инновационных форм повышения уровня профессионализма и творческого потенциала педагогов являются конкурсы профессионального мастерства. Они носят инновационный  характер, так как отличаются идеями, целями, задачами, содержанием, формами, критериями и показателями оценки.

Была  организована совместная деятельность Центра и Омского государственного педагогического университета в рамках постоянно действующего семинара для педагогических работников УДО города «Мониторинг образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей», который проходил на базе  ЦРТДиЮ «Дом пионеров». Руководитель семинара – Феттер  Инна Витальевна, доцент кафедры педагогики ГОУ  ВПИ ОмГПУ, кандидат педагогических наук. В работе семинаров приняло участие 63 педагогических работника. Данное взаимодействие способно обогатить содержание и формы жизнедеятельности учреждения дополнительного образования; решить проблему повышения квалификации специалистов в самом учреждении; расширить образовательное пространство за счет освоения различных источников информации, обеспечивающих базу для развития научного мировоззрения; усилить «вооружённость» личности педагога оснащая её иными, более совершенными и мощными средствами познания.

Для реализации задач инновационной деятельности в учреждениях дополнительного образования детей необходимо определить новую тактику и стратегию работы с педагогами для развития их творческого потенциала и оказания  всемерной поддержки инновационных начинаний педагогов.

Инновации никогда не следует оценивать по масштабу внедрения, так как то, что прекрасно работает в одном месте, вовсе не будет работать в другом месте, при других условиях. Оценивать всегда следует только конкретные результаты, полученные в конкретном месте (и сравнивая с предыдущими, полученными там же). Разумеется, по прошествии некоторого времени инновация перестает осознаваться как таковая (даже если для всех окружающих она продолжает оставаться именно инновацией, а не обычным состоянием учебного процесса в данном учреждении).

Учреждения дополнительного образования формируют сегодня новую практику образования, доступного и интересного, отвечающего требованиям времени и людей нового поколения. Именно поэтому одним из основных критериев успешной деятельности каждого учреждения дополнительного образования, каждого творческого объединения становится результативная инновационная деятельность как процесс освоения новых средств, методов, программ, позволяющих развиваться, добиваться качественно новых результатов и становиться все более и более привлекательными и необходимыми для детей, родителей, общества.  

Оставить комментарий

  • ЦРТД и Ю «Дом пионеров»
    © 2010-2014
    Все права защищены.
    Запрещено использование материалов сайта без согласия его авторов и обратной ссылки.