ДОМ ПИОНЕРОВ

О современных образовательных технологиях

Применение современных образовательных технологий в работе с детскими общественными объединениями.

Старший методист Вайнтруб Марина Кимовна

Само слово — «технология» происходит от греческих techno – это значит искусство, мастерство, умение и logos – наука, закон. Дословно «технология» наука о мастерстве.

Ассоциация детских общественных объединений «Лидер» Советского округа образована октябре 1990 году. В неё входят 16 детских общественных объединений общеобразовательных учреждений округа, а это 1452 человека — мальчишек и девчонок.

Какими они выйдут в жизнь: активными и деятельными, пассивными и равнодушными — зависит во многом и от нас работников дополнительного образования.

Координационный совет Ассоциации ДОО «Лидер» постоянно осуще­ствляет поиск воспитательных средств и подходов, педагогических технологий, которые направлены на формирование гуманистических, жизнеутверждающих ценностей: доброты к людям, чуткости, сострадания, заботы о природе и животных, любви к родному краю и т.д.

Проводя наблюдения, анкетирования, соц. опросы среди старших вожатых, детей и родителей членов Ассоциации ДОО «Лидер», Координационный Совет Ассоциации пришел к выводу, что наблюдается снижения уровня взаимодействия между различными детскими объединениями. В Ассоциации «Лидер» недостаточно акцентировано внимание на необходимость системного подхода к процессу передачи социально- культурного опыта, преемственности традиций, что, на наш взгляд, приводит к потере социальных навыков и размыванию общечеловеческих ценностей, а также не способствует развитию у подростков гражданского самосознания, стремления к собственному самоопределению.

Заинтересованность старших вожатых, воспитанников и родительской общественности Ассоциации ДОО «Лидер» в решении поставленных проблем привела к разработке краткосрочного и эффективного социально значимого проекта «Мы — команда!» Этот проект предполагает активное участие в его реали­зации детских объединений Ассоциации ДОО «Лидер».

Одной из задач Ассоциации является создание условий для повышения уровня гражданского самосознания подростков через активное участие в личностно и социально значимой деятельности: изучение и сохранение исторического и культурного наследия малой Роди­ны, приобщение подростков к освоению нормативно-правовой грамоты и т.д. В процессе реализации проекта предполагается активное взаимодействие детских объединений Ассоциации «Лидер».

Создавая единое воспитательное пространство посредством ДОО, нам важно помочь де­тям войти в гражданское общество, сформировать у них стрем­ление к постоянному поиску и совершенствованию, создать ус­ловия для социального творчества через многообразные формы деятельности. Главная цель Ассоциации ДОО «Лидер» — не оставить подростков один на один с действительностью, не отгородиться от них, а вместе с ними размышлять, искать истину, осознавать объективность общече­ловеческих ценностей, их доминирующую роль в развитии че­ловеческих отношений.

Цель проекта: создание единого воспитательного пространства,

повышение уровня гражданского самосознания и самоопределения детей и подростков через активное участие в социально значимой деятельности.

Задачи:

· Поддержка общественно-ценностных инициатив детей и подростков.

· Формирование у детей и подростков активной жизненной позиции, пропаганда здорового образа жизни.

· Стимулирование познавательно-деятельного интереса детей к культурно-историческим ценностям своего Отечества.

· Содействие самореализации и самоактуализации детей через организацию социального поля деятельности.

В соответствии с поставленными задачами проект реализу­ется в трех направлениях:

«Гражданско-патриотическое направление».

«Школа социальной активности».

«Здоровый образ жизни».

Срок реализации проекта – в течение всего 2011-12 учебного года. Место реализации – БОУДОД «ЦРТД и Ю «Дом пионеров», общеобразовательные учреждения Советского административного округа.

Подростковый возраст – это возраст перемен, противоречий и контрастов, на первый план выступает общения со сверстниками, формируется система нравственных отношений. Детям этого возраста важно ощущать свою самостоятельность. Предлагаемые подросткам дела проекта «Мы команда» — общественно — значимые.

Отсутствие в проекте жесткой регламентации деятельности, гуманистические взаимоотношения детей и взрослых, комфортность условий для творческого и индивидуального развития подростков, адаптация их интересов к любой сфере человеческой жизни создают благоприятные условия для внедрения личностно-ориентированных технологий.

Педагогические технологии, которые используются в проекте «Мы команда»,

основываются на личностно-ориентированном подходе:

ü Технология КТД. Основной формой работы проекта является педагогическая технология коллективно-творческого дела (И.П. Волков, И.П. Иванов). Анализируя ролевые позиции, участников проекта, можно сделать вывод, что педагогическая технология КТД позволяет детям побывать в различных ролях: лидера, организатора, исполнителя, оформителя и члена команды. Чем разнообразнее ролевой набор, тем выше уровень развития личности подростка. Недавнее новогоднее мероприятие «Зимние забавы», служит хорошим примером: ДОО «Стар-клуб» БОУ «Гимназия№84», зам. по УВР Биричева Т.Н. и «Фантазеры» БОУ «СОШ №129» старшая вожатая Тарасенко Ю.А., организовали «Новогодние пяточки» у елки на «Зеленом острове», чем очень порадовали отдыхающих там людей. За свою работу эти объединения получили от организаторов праздника цифровой фотоаппарат, мягкие игрушки и флеш-карты для руководителей ДОО.

ü Технология ТРИЗ Теорию Решения Изобретательских Задач (Альтшуллер Г.С.). Это универсальная методическая система, которая сочетает познавательную деятельность с методами активизации и развития мышления, что позволяет подростку решать творческие и социальные задачи самостоятельно.

ТРИЗ формирует у подростков проекта такие мыслительные способности, как:

-умение анализировать, рассуждать, обосновывать;

-умение обобщать, делать выводы;

-умение оригинально и гибко мыслить;

-умение активно использовать воображение.

В проекте, при проведении мероприятий, таких как: диспут «Что значит быть Лидером» — мы использовали индивидуальные и коллективные приемы: эвристическая игра, мозговой штурм, коллективный поиск правильного решения.

ü Игровые технологии (Пидкасистый П.И., Эльконин Д.Б.) в проекте занимают очень важное место, потому что игра выполняет следующие важные функции:

• Функция социализации. Игра — включает подростка в систему общественных отношений

• Функция межнациональной коммуникации. Позволяет подростку, посредством игры, усваивать общечеловеческие ценности, культуру представителей разных национальностей.

• Функция самореализации подростка в игре. Игра позволяет, с одной стороны, построить и проверить проект снятия конкретных жизненных затруднений в практике подростка, с другой — выявить недостатки данного опыта. В нашем проекте используются различные игры: деловые, интеллектуальные, интеллектуально — познавательные. Интеллектуально-познавательная игра «Ты должен выбрать сам!» проходит в течение всего учебного года. Акцент в отборе содержания игры сделан на повышение уровня гражданского самосознания подростков через знакомство с ис­торией Отечества; историей ДОО движения, знаниями детей и подростков своих прав и свобод.

Технология личностно-ориентированного обучения (И.С. Якиманская).

Задача старшего вожатого, а это педагог особого типа, – не «давать» подросткам готовый материал о чем-либо, надо пробудить интерес, раскрыть возможности каждого подростка, организовать совместную познавательную творческую деятельность каждого ребенка. Красочным примером служит подготовка лидеров ДОО проекта к конкурсу «Лидер -21 века». При подготовке к конкурсу подростки самостоятельно изучают историю становления пионерского движения Омской области, деятельность омских пионеров в годы Великой Отечественной Войны, современное детское общественное движение в России.

Главным условием для достижения высоких результатов проекта при применении любой педагогической технологии является культура общения с детьми. Педагог Н.Е. Щуркова выделяет следующие ключевые профессиональные умения культуры общения старшего вожатого с детьми:

-умение выслушать ребёнка;

-учитывать возрастные особенности;

-сохранять особенности своего педагогического «Я»;

-уважительно принимать любые проявления ребенка.

Эти ключевые умения — главные при работе с подростками Ассоциации «Лидер».

Все педагогические технологии проекта «Мы команда!» ориентированы на сотрудничество с детьми и подростками, на создание ситуации успеха, поддержки, организацию взаимопомощи в преодолении трудностей.

Использованная литература:

1. Буйлова Л.Н. Педагогические технологии в дополнительном образовании детей: теория и опыт. М.: 2002.

2. Интернет-ресурсы (из опыта работы Л.А. Мацко).

Оставить комментарий

  • ЦРТД и Ю «Дом пионеров»
    © 2010-2014
    Все права защищены.
    Запрещено использование материалов сайта без согласия его авторов и обратной ссылки.