ДОМ ПИОНЕРОВ

О развитии детского общественного движения

М.К.Вайнтруб, методист

Развитие детского общественного движения на территории Советского административного округа в современных условиях.

Детское общественное движениеАктуальность исследования истории детских и молодежных объединений и организаций определяется особой значимостью выработки в современных условиях реформирования российского общества эффективной молодежной политики, направленной на создание необходимых условий для социализации подрастающих поколений, обеспечения исторической преемственности общественного развития.

Давно отмечено, что в переломные моменты истории молодежь острее, чем старшие поколения, чувствует пульс нового времени, быстрее улавливает его требования. Ломка устоявшихся традиций, сегодня болезненно сказывается на решении проблем преемственности поколений, формирования духовно-нравственной, политической культуры молодежи. Развитие общественной активности молодого поколения, его эффективное включение в социальную практику, преодоление негативных явлений в его среде – необходимая потребность общества, вступившего в XXI столетие. Решению этой актуальной задачи будет, несомненно, способствовать анализ исторического опыта формирования детских и молодежных организаций и объединений в России, форм и методов их работы с подрастающим поколением, практики их взаимоотношений с государственными и общественными организациями.

Важную роль в сохранении детского движения сыграли ряд документов Министерства образования России. В 1993 году Министерство образования России на коллегии «О поддержке детских общественных организаций в Российской Федерации» определило стратегию своей деятельности применительно к взаимодействию органов управления образованием и образовательных учреждений с детскими организациями, где были узаконены договорные (партнёрские) отношения с детскими объединениями.

Это было весьма важно, так как после распада единой детской организации в 1990 году, общественные объединения лишились и материальной базы для своей работы и кадров и возможности проведения своих мероприятий.

Спустя 8 лет, на другом заседании коллегии Министерства «Об опыте взаимодействия органов управления образованием и детских общественных объединений», вновь был рассмотрен вопрос о развитии и поддержке детских объединений. В числе мер, решаемых с системой образования в последние десятилетия, были следующие:

выделение в штате общеобразовательного учреждения или учреждения дополнительного образования детей ставки для куратора детских объединений (педагог-организатор, старший вожатый, методист и др.);

создание надлежащих материально-технических условий для работы детского общественного объединения: (выделены помещения для работы во внеурочное время; предоставлена оргтехника, телефонная связь и т. п.);

создание условий для проведения занятий по интересам в рамках детского общественного объединения, а также мероприятий самого объединения (сборов, встреч актива и т. д.);

проведение совместных акций, проектов в плане учебно-воспитательной работы образовательных учреждений;

создание и развитие методической службы по оказанию помощи активу детских общественных объединений и педагогам, работающим с ними;

проведение совместных с детскими общественными объединениями фестивалей, смотров-конкурсов, оздоровительных лагерей для учащихся в каникулярное время на базе стационарных загородных оздоровительных лагерей, учреждений дополнительного образования детей.

Важной характеристикой современного общественного движения является его неравномерное распределение по стране. Большая часть детских объединений сосредоточена в крупных городах — Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Томске, Омске, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Волгограде, Саратове, в некоторых других крупных экономических центрах, в столицах республик, входящих в состав Российской Федерации. В последние годы в ряде субъектов Российской Федерации произошло организационное становление межрегиональных общественных объединений, в частности, «Пионерское содружество», организация детей-инвалидов «Аленький цветочек». Площадкой для формирования детских общественных объединений являются образовательные учреждения, прежде всего — учреждения дополнительного образования детей. После 1991 года число детских организаций выросло в сотни раз. Но общая численность детей, участников и членов общественных объединений сократилось многократно. По разным оценкам сегодня лишь от 5 до 10 процентов детей школьного возраста являются членами или участниками детских объединений.

Важнейшими задачами воспитания подрастающего поколения являются: формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности, культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. В решении этих задач важно взаимодействие школы с учреждениями дополнительного образования детей, которые были и остаются одной из наиболее эффективных форм развития склонностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.

Как решаются эти задачи в нашем, Советском округе, я хотела бы показать на примере работы Координационного Совета Ассоциации детских общественных объединений «Лидер». Ассоциация «Лидер» образована в октябре 1990 года. В Ассоциацию входят 18 детских общественных объединений общеобразовательных учреждений, а это 1452 человека — мальчишек и девчонок.

Базируется Ассоциация «Лидер» на территории Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр развития творчества детей и юношества «Дом пионеров» и организует свою деятельность на основе Устава Ассоциации.

Высшим органом самоуправления Ассоциация « Лидера» является общее Собрание. Руководящим коллегиальным постоянно действующим органом управления Ассоциацией «Лидер» между Собраниями является Координационный Совет со сроком полномочия 3 года, в состав которого входят старшие вожатые, в количестве 7 человек. Работа Координационного Совета определяется общими целями, стоящими перед Ассоциацией.

Координационный Совет Ассоциации «Лидер» начал свою деятельность в 2003 году. В разное время в нём работали и работают специалисты, которые ответственно относятся в своей работе.

Будучи общественной, работа органов самоуправления зависит от отношения каждого члена Координационного Совета к своим обязанностям, от наличия у него позитивных мотивов участия в этой деятельности. Поэтому, именно высококвалифицированные, добросовестные члены Координационного Совета, грамотно и успешно строят работу с детскими коллективами и устраняют недостатки в работе Ассоциации.

Нормативным документом, на основании которого строиться работа Координационного Совета, является «Положение о Координационном Совете Ассоциации», которое было принято на общем Собрании Ассоциации «Лидер» в ноябре 2003 года и дополнено в январе 2008 года.

Для эффективной работы Ассоциации, в первую очередь, Координационным Советом, была распределена её деятельность:

· Организационная деятельность: работа выборного органа самоуправления Ассоциации, проведение собраний, конференций, приём в члены Ассоциации;

· Содержательная «внутренняя» деятельность: направлена на реализацию интересов Ассоциации (это мероприятия, дела, праздники, проходящие внутри организации);

· Содержательная «внешняя» деятельность: направлена на взаимодействие организации с внешней средой (это связь с другими общественными организациями, окружные, городские мероприятия, конкурсы, игры и т.д.).

Именно распределение деятельности позволило Координационному Совету четко определить направления работы Ассоциации «Лидера», а, уже определив направление, построить работу Ассоциации в целом.

Вместе с Координационным Советом, была разработана программа Ассоциации, в которую входят 4 подпрограммы:

1.Школа социальной активности.

2.Моё отечество.

3.Фантазёры.

4.Профильные отряды.

Из них — три — «Школа социальной активности», «Моё Отечество», «Фантазёры» — разработаны специально для «Лидера». Подпрограмма «Профильные отряды» является адаптированной федеральной программой. Такие подпрограммы с различным содержанием деятельности не только позволяют успешно организовать работу Ассоциации «Лидер», но и предоставить свободу выбора детским общественным объединениям, входящим в Ассоциацию «Лидер». Все вопросы планирования в Ассоциации «Лидер» решаются с детскими общественными объединениями.

Профессиональная компетентность старших вожатых детских объединений связана с умением грамотно и успешно представить свой педагогический опыт. С этой целью Координационным Советом уже седьмой год проводится окружной конкурс вожатского мастерства «Вожатый года». На этом конкурсе вожатый имеет возможность не только продемонстрировать свою творческую работу с детьми, «зажечь» членов жюри, но и громко заявить о своих идеях и открытиях.

Мероприятия, проводимые Координационным Советом, стали уже традиционными:

окружная выставка детского рисунка, посвященного Дню матери;

окружная выставка детских работ «Подарок защитнику Отечества»;

окружной конкурс детского рисунка, посвященный 8 Марта;

выступление на городской школе детского актива;

окружной конкурс комнат ДОО;

окружной конкурс «Вожатый года»;

окружной конкурс «Лидер 21 века».

Данные мероприятия направлены на сплочение детских коллективов, развитие личностных качеств детей (самодисциплина, творчество, активность), коммуникативных умений, а также помогают осуществлять связь поколений.

Главная цель Ассоциации ДОО «Лидер» состоит в том, чтобы не оставить подростков один на один с действительностью, не отгородиться от них, а вместе с ними размышлять, искать истину, осознавать объективность общече­ловеческих ценностей, их доминирующую роль в развитии че­ловеческих отношений. Именно детское общественное объединение, основанное на самодеятельности, представляет собой соци­альную среду близкую ребенку, формирующую его «жизненный» опыт как один из источников развития личности.

1. Указ Президента Российской Федерации “О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики” от 16.09.1992 № 1075;

2.Утвержденные постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 03.06.1993 г. № 5090-1 “Основные направления государственной молодежной политики”;

3. Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 г.;

4.Федеральный закон от 18. 06. 1995 № 98-ФЗ “О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений”;

Один комментарий

  1. Жаль, что ряды вожатых редеют...
    19.12.2012 at 14:58

Оставить комментарий

  • ЦРТД и Ю «Дом пионеров»
    © 2010-2014
    Все права защищены.
    Запрещено использование материалов сайта без согласия его авторов и обратной ссылки.