ДОМ ПИОНЕРОВ

Методы народной педагогики в системе дополнительного образования

6 Чередовские чтенияМеждународная научно-практическая конференция «Шестые Чередовские чтения».

Доклад, Омск – 2008 г., Л.А. Ласточкина, методист

 

Скачать статью

Народная педагогика в системе дополнительного образования.

На современном этапе развития Россия находится на пути экономических и социальных перемен. Переосмысление пути своего развития и выбор пути интеграции в мировое пространство обеспечили динамичный рост экономики, информационный прорыв, взаимодействие с мировыми сообществами для решения глобальных проблем. Индустриальное общество находится в режиме постоянного роста, обновления технологий. Новое качество жизни требует новых качеств личности. Изменения в обществе влияют и на ценностное пространство сознания человека. На первый план выступает такая ценность как компетентность, обеспечивающая человеку успешную адаптацию в изменяющихся общественных приоритетах.

Следуя социальному заказу, образовательная система, как инструмент Государственной политики, определила направление своей деятельности, как сопровождение процесса развития в личности информационной и коммуникативной культуры, умения самоорганизации, стремление к познанию через творческую и практическую деятельность.

Период реформ в развитии России характеризуется политической и социальной нестабильностью. В этих условиях на передний, значимый план выступает задача воспитания в личности гражданских позиций, способных противостоять отдельным негативным явлениям. Важнейшими факторами, определяющими поведенческие установки личности, являются ее ценностные ориентации. Ценности являются решающим регулирующим фактором жизни, как индивида, так и общества. Стержневым устройством их формирования должна служить система общечеловеческих ценностей, нашедшая своё отражение в народном культурном наследии. Основное, если не главное качество народной культуры – это её социальность: она родилась посредством творчества народа, подчиняется принципам развития общества, имеет свойство адаптироваться в любой социальной среде. Поэтому в ходе социально – преобразовательных процессов в Российском обществе целесообразно обратиться к социальному и педагогическому опыту народа, опирающемуся на естественные условия воспитания.

Народная педагогика как воспитательная практика, является частью духовного наследия. Она, по мнению В. А. Сухомлинского – «средоточие духовной жизни народа». Основные воспитательные функции народной педагогики утверждены многовековым опытом народа. Они нацелены на передачу опыта нравственных установок и деятельных качеств, всегда социально – значимых: устремлений человека к любви, к деятельности, к творчеству. Качества, на которых зиждется физическое и психическое здоровье человека. Качества, обеспечивающие воспитаннику состоятельность в будущем. В результате введения ребенка в традиционную народную культуру происходит процесс закрепления в личности этнической идентичности (эмоциональное самоотождествление личности с этносом), как залог устойчивости и защищенности в изменяющихся условиях жизни. Привлечение к вербальным проявлениям духовной культуры обеспечит формирование представлений о нравственных и поведенческих нормах этноса. Целенаправленная воспитательная работа в этом направлении обеспечит закрепление ценностных установок. Изучение истории и культуры родного края будет способствовать развитию патриотических качеств личности, обеспечивающих формирование в личности потребности служения Родине. Организация досуга детей посредством привлечения к культурно – просветительным мероприятиям и общественно – полезным делам позволяет ребёнку включиться в реальную человеческую деятельность.

Творчество – Душа народа. Внутренний отзыв всех нравственных человеческих начал на гармонию природы, попытка организовать своё бытие сообразно этой гармонии через деятельный творческий акт. Творчество – преобразование. Преобразование – закон развития. Важным фактором развития России является привлечение подрастающего поколения к творчеству.

Творческая деятельность – основа педагогики дополнительного образования. На профессиональном опыте педагоги дополнительного образования убедились, что каждый ребёнок, по природе – творец. Его природа ещё не ограничена «взрослыми» условностями, табу, страхом быть не понятой. Личный социальный опыт ребёнка – это всегда творческий опыт, сформированный согласно его природным особенностям, особенностям окружающей среды. Опыт, требующий развития через призму творчества как естественная личностная потребность. Опыт, требующий индивидуального педагогического сопровождения. Задача педагога – с помощью средств воспитания научить ребёнка «выплёскивать» свой опыт через творческие акты. Тактика – мягкая коррекция и терпеливое ожидание его личностных творческих «озарений». Данный подход определяет гуманистическую направленность воспитания — сопровождение процесса удовлетворения личностных потребностей ребёнка в творческом преобразовании его личного опыта.

Методы и средства народной педагогики гармонично вписываются в структуру образовательной деятельности дополнительного образования, которое, в силу специфики своей деятельности обладает достаточно широкими возможностями при выборе средств воспитания (устное народное творчество, музыка, живопись, театр, ДПИ, игра, развивающие технологии). Педагогика дополнительного образования имеет возможности для широкого использования социогенных факторов воспитания (природа, общение, игра, труд, родное слово, быт, обряд и обычай, искусство). Сходством обладают и функции воспитания обеих систем (подготовка к труду, развитие ума, забота о здоровье, формирование нравственности, привитие любви к прекрасному).

Система дополнительного образования имеет широкие возможности для изучения методов народной педагогики с позиции этнопедагогической среды, адаптировать эти методы согласно современному социальному запросу и внедрять их в педагогическую практику. Ведущий метод народного воспитания – «назидание» обеспечивает усвоение личностью нравственных и поведенческих норм. Сопутствующие средства реализации метода – сказки, пословицы и поговорки, «заповеди – запреты». На занятиях с детьми устанавливаются определённые правила поведения: взаимопомощь, терпимость и т. д., которые дети должны принять на личностном уровне. «Личный пример» взрослого, как педагогический метод, должен сопутствовать методу «назидания». Условие успешности метода – в его систематическом применении. Имитационный метод — творческий, развивающий. Его использование облегчит задачу введения детей в традиционную народную культуру и формирования у них позитивного отношения к ней. Применение метода позволяет создавать культурные ситуации, обеспечивающие процесс идентификации личности с воображаемым явлением. Воспитательное значение метода — в пробуждении в личности «само»: « уподобление», как процесс практического познания явления, и «обособление», как результат сформировавшегося личного отношения и ценностных установок. В народной педагогике метод «имитационной» игры обеспечивал усвоение детьми навыков трудовой деятельности, мотивировал на труд, закрепляя положительные эмоциональные состояния, связанные с ним. Частично – поисковый метод даёт детям практические навыки в самостоятельном удовлетворении информационных запросов, учит постановке новых целей и задач. В народной педагогике этот метод выступает, как метод «поручения». Деятельная установка педагога должна быть следующей: «Я скажу тебе, что нужно сделать, а как ты это сделаешь – попробуй решить сам» или «сделай, как тебе удобней». Метод «проб и ошибок» обогащает опыт ребёнка через самостоятельную деятельность, вскрывает его творческий потенциал. Кроме того, данный метод создаёт ситуацию успеха, если «планки» поручений не будут завышены. Творческий метод импровизации помогает бороться со стереотипами мышления, способствует формированию индивидуального ритма игры творческого воображения в условиях свободного фантазирования. Народные методы: «показ» и «разъяснение» подразумевают показ и практическое обучение в сочетании с разъяснением: зачем мы это делаем и почему мы это делаем именно так, а не иначе. Метод завершается практическими упражнениями. Игра создаёт условия для решения творческих задач, воспитывает уважение к существующему порядку вещей, приучает к установленным правилам поведения. Игра регулирует эмоциональное состояние, развивает спонтанность в решении творческих задач, а также укрепляет физическое и душевное здоровье ребенка. Метод соединительного подхода в обучении помогает формировать целостное восприятие явления через изучение его частей во взаимосвязи. Метод эффективен в решении образовательных задач. В народной педагогике данный метод обусловлен спецификой содержания народной культуры (соединение слова, движения, музыки, танца, ритуального действия и т. д.). Знакомство воспитанников с народной мифологией, фольклорным театром, декоративно-прикладным и изобразительным искусством обеспечивает не только информационное насыщение воспитанника, но и несет развивающую функцию, так как способствует формированию творческих мыслительных образов через расширение и закрепление ассоциативных связей.

Синкретизм, свойственный народной педагогической практике, позволяет реализовывать методы и способы в вариантных соединениях, выбирать за основу тот или иной метод, который поможет решить конкретную педагогическую задачу.

Творческий подход педагога определяется разнообразием применяемых средств в образовательном процессе. Так, например, изучение учебной темы «Народная кукла» решается ряд важных педагогических задач.

Мягкая тряпичная куколка всегда уникальна. У народа – это одна из важнейших начальных ступеней вхождения человека этническую культуру. При игре с куколкой у ребёнка формируются чувства заботы, дружбы, любви, а также мотивация сделать куклу своими руками, – ведь это так просто! А это не что иное, как первый творческий опыт самореализации.

В связи с этим в учебный процесс включены мероприятия, направленные на знакомство детей с народной куклой и получение навыков ее изготовления и применения в быту. Это, прежде всего, игры и изучение потешек. Знакомство с элементами фольклорного театра происходит через изучение куклы Петрушки. Тему венчает народный праздник «Встречаем Масленицу вместе с Петрушкой».

Учебная тема «Народная культура и формы ее существования» нацелена на усвоение понятий. Усвоение происходит через ознакомление с образцами культурных проявлений народа через посещение музеев, изучение иллюстративных материалов, прослушивание музыкальных образцов. Деятельная часть темы посвящена творческим пробам детей. Тему заключает диагностическое творческое задание «Послание в будущее». Культивирование умственных качеств человека можно осуществить через подготовку и проведение интеллектуально – творческих конкурсов «Лавка ума», «Праздник ума и смекалки», традиционный праздник декабря «Наум, наставь на ум». Очень эффективным методом воспитания является проведение благотворительных акций. Это изготовление детьми игрушек и сувениров для детей детских домов и интернатов, концертные выступления для ветеранов войны и труда. В целях воспитания в подрастающем поколении патриотических чувств и гордости за историческое прошлое России нужно регулярно проводить традиционные встречи воспитанников с ветеранами войны и труда «Детство, опаленное войной…», «Дорогие мои старики…». Также осуществлять совместные творческие проекты с родителями и более старшим поколением, например, организация выставок ДПИ, совместное участие в концертной деятельности, подготовка и проведение праздников «День матери», «День пожилого человека» и др. Это обеспечит работу народного принципа преемственности поколений.

Таким образом, деятельность педагога дополнительного образования можно определить как педагогическое сопровождение формирования нравственности на основе познания и развития творческих (чувственных) мыслительных образов при помощи методов и средств народной педагогики.

В обществе сегодня очень актуален вопрос о поликультурном воспитании подрастающего поколения. Одним из его направлений является сообщение знаний о традициях, обычаях разных народов, специфике их культуры и ценностей.

Самобытность культурных проявлений каждой этнической группы исходят из языка народа, из специфики природных условий, быта, религиозных предпочтений, определяющих способы и методы творческого самовыражения. Они закреплены в национальных традициях и других культурных проявлениях народа. Так, народы севера в совершенстве владеют приёмами резьбы по кости, искусно выделывают кожу и мех, перенося восприятие мира в шедевры прикладного творчества, одаряя их специфическим национальным колоритом. Народы Прибалтики проявляют свою самобытность в резьбе по дереву, в вышивке, ткачестве. Народы Востока подарили нам прекрасную «майолику» в архитектуре, изящество форм бытовой утвари, уникальные узоры ковров и тканей. Южные народы славятся художественной чеканкой, методами украшения оружия и посуды. Неповторимы интонации южного многоголосья, озвучивающие свободный дух и волю кавказцев. Им вторят тувинцы, удивляющие мир искусством «горлового» пения. В звуках – широта небесная, свободолюбивый полёт птиц, жизнь родной природы.

Все проявления национальных культур имеют общие свойства: гуманизм и творческое, деятельное отношение к окружающей действительности.

Привлекая подрастающее поколение к изучению и освоению лучшего творческого опыта народов, педагоги дополнительного образования не только обеспечат процесс взаимообогащения народных культур способами творческого самовыражения, но и внесут свой вклад в воспитание у молодёжи терпимости и уважения к народам иных национальностей.

Сибирская земля является поликультурной средой. Для изучения культурных особенностей народов, проживающих на ее территории, уместно будет провести интеллектуально-краеведческий марафон «Моя малая родина», к участию в котором привлечь представителей сибирских этнических групп. В ходе марафона организовать конкурс «Знатоки родного края», социальный опрос «Самые популярные пословицы и поговорки, бытующие в Омском регионе», мини-выставки народной куклы и игрушки. В целях расширения образовательного пространства к участию в работе привлечь учителей краеведения, литературы, музыки и изобразительной деятельности образовательных учреждений, библиотекарей школ.

Применение в дополнительном образовании народной педагогической практики способствует эффективному решению задачи преобразования детской социальной среды в полноценное условие для формирования достойной личности, поднимает образовательный процесс на высокий качественный уровень.

Оставить комментарий

  • ЦРТД и Ю «Дом пионеров»
    © 2010-2014
    Все права защищены.
    Запрещено использование материалов сайта без согласия его авторов и обратной ссылки.