ДОМ ПИОНЕРОВ

Методическое сопровождение ФГТ

Методическое сопровождение мероприятий по обеспечению введения Федеральных государственных требований в образовательные программы дополнительного образования в БОУ ДОД ЦРТД и Ю «Дом пионеров».

На современном этапе развития дошкольного образования в соответствии с федеральными государственными требованиями к развитию детей меняется цель образовательной работы – вместо набора ЗУНов (Знания, Умения, Навыки) предлагается формировать новые качества ребенка (физические, личностные, интеллектуальные).

В Центре развития творчества «Дом пионеров» в 2012-2013 учебном году планируется создать комплексную образовательную программу, соответствующую требованиям ФГТ.

В примерной образовательной программе дополнительного образования «Звёздочки» конкретные знания, умения и навыки, возникающие при освоении конкретных образовательных областей, будут выступать в качестве средств, способствующих развитию ребенка, т.е. способствующих развитию его новых качеств.

В соответствии с комплексной образовательной программой «Звёздочки » цель развития ребенка – развитие его как целостной личности.
Педагогический коллектив  УДОД должен идти к этой цели через организацию взрослыми ведущей игровой и разнообразных видов детской деятельности, и переходом этих видов деятельности в детскую самостоятельность. Главная задача методиста – помочь педагога перейти к этой деятельности. Возникает проблема – как организовать работу методической службы учреждения так, чтобы эта работа была наиболее эффективной.

Перед методистом стоят следующие задачи:

1. Изучить информационные потребности педагогических кадров учреждения дополнительного образования с целью формирования информационного массива по организации образовательного процесса в режиме перехода к программам на основе ФГТ.

2. Расширить и систематизировать знания педагогов по актуальному направлению модернизации системы образования.

3. Создать эффективную систему методической помощи в образовательном учреждении по обеспечению практической деятельности педагогов и узких специалистов по вопросу внедрения примерной образовательной программы.

4. Разрушение старых стереотипов и формирование новых ценностей в профессиональной деятельности.

Любое обновление педагогического процесса в образовательном учреждении требует модернизации не только содержания образования, но и кадрового потенциала. Эти стратегические направления должны развиваться параллельно. Не развивающийся педагог никогда не воспитает творческую созидательную личность. Поэтому именно повышение его компетентности и профессионализма – одно из важнейших условий улучшения качества дополнительного образования. Это ставит перед ним необходимость выполнять различные роли:

— «мыслитель»: оценивает общее положение дел, подбирает оптимальные способы работы с педагогическим коллективом; 
— «стратег»: разрабатывает стратегические планы развития воспитательно-образовательного процесса; 
— «штабной работник»: обрабатывает поступающую информацию; 
— «организатор»: координирует деятельность педагогического коллектива; 
— «воспитатель»: обучает и мотивирует педагогов к инновационной деятельности; 
—  «контролер»: контролирует реализацию учебно-воспитательного процесса; 
— «инноватор»: находит и внедряет передовые методы и приемы работы и достижения психолого-педагогической науки в практику работы учреждения; 
— «дипломат»: налаживает контакты внутри УДО и с другими учреждениями.

Структура методической службы и стратегия методической работы определяется интересами и потребностями каждого из групп педагогов, уровнем их профессионального мастерства, а также задачами развития учреждения.

Какие же формы методической работы можно использовать на этапе изучения образовательной программы «Звёздочки». Это:

  • методические часы
  • самообразование
  • прохождение курсов повышения квалификации по проблеме
  • районные методические объединения
  • мини-лекции
  • индивидуальные консультации
  • проведение анкетирования — с целью определения уровня педагогической компетенции каждого педагога по проблеме.
  • На этапе внедрения программы необходимо создание творческой группы.
    С педагогами организуются такие формы работы:

    • советы педагогов
    • семинары–практикумы
    • обучение
    • мастер–классы и т.д.

    Конечно, формы работы строятся с учетом конкретного учреждения и с учетом интересов и потребностей каждого из групп педагогов, уровнем их профессионального мастерства. На этапе внедрения программы не стоит забывать про контроль. Именно эта функция обеспечивает такую обратную связь, которая помогает выявить недостатки, установить их причины и наметить пути их устранения с помощью коррекции и регулирования деятельности педагогического коллектива.

    Какие же формы работы используются на этапе обобщения:

    1. Обмен опытом (как внутри УДОД, так и вне его).
    2. Разработка методических рекомендаций: 
      — педагогических проектов 
      —  создание банка педагогических идей 
      — презентации опыта работы и т.д.

    Возникает главный вопрос, как организовать деятельность взрослых и детей. В частности планирования образовательной деятельности. До принятия ФГТ. Календарные планы можно свести к одному обобщенному варианту.

    1. Учебный блок — планируется учебная деятельность.
    2. Блок совместной деятельности взрослого и детей
    3. Блок самостоятельной деятельности – педагоги, как правило, указывают не сами виды самостоятельной деятельности, а актуальную на данный день предметно-развивающую среду.

    В действующую структуру планирования, ФГТ вносит существенные изменения: воспитание и обучение основывается на 2-х взаимосвязанных частях:

    • совместная деятельность взрослого и детей
    • самостоятельная деятельность детей.

    Эта модель реализуется через организацию детских видов деятельности и соответствующих им форм работы с детьми. Каждый вид деятельности переплетаются между собой. Главным результатом станет повышение качества образования в условиях УДОД.

    Таким образом, деятельность методической службы УДОД отличается многоплановостью и разносторонностью. Приоритет должен отдаваться нетрадиционным формам, основанным на активных и интересных методах и приемах работы.

    Выбирая оптимальные варианты методической работы в конкретном учреждении и современные формы их реализации, можно эффективно способствовать повышению профессионального мастерства их самосовершенствованию, полностью раскрыть творческие способности каждого как профессионала и как личности

    Методист: И.В.Золотарёва

    Оставить комментарий

  • ЦРТД и Ю «Дом пионеров»
    © 2010-2014
    Все права защищены.
    Запрещено использование материалов сайта без согласия его авторов и обратной ссылки.