ДОМ ПИОНЕРОВ

Исследовательская деятельность в дополнительном образовании

Исследовательская деятельность как условие развития личности одарённого ребёнка в условиях дополнительного образования

Педагог дополнительного образования, методист Бабарыкина Ирина Васильевна

Омск – 2012

Одной из актуальных проблем современного общества является формирование личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность, изменяя её к лучшему.

На первый план выходят определённые требования к такой личности – творческой, активной, социально ответственной, высокообразованной, обладающей хорошо развитым интеллектом. В этой связи проблема сохранения интеллектуально-творческого потенциала одарённых детей представляется очень важной и актуальной.

Отличительная черта одарённого ребёнка – исследовательская поисковая активность. Важно направить её в позитивное социальное русло. Собственная исследовательская практика ребёнка позволяет это сделать самым естественным и оптимальным путём.

Анализ творчества с позиции деятельности, процесса и продукта показывает, что одарённый ребёнок должен уметь сам ставить перед собой цель, проблему, научиться видеть необходимое и потребное будущее, организовывать свою деятельность, запоминать, мыслить, овладевать навыками общения, которые необходимы для адаптации к среде и деятельности как таковой. Именно эти качества формируются в процессе исследовательской деятельности.

Исследовательская деятельность обучающихся связана, прежде всего, с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением. Она предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановка проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.

Исследовательская поисковая активность проявляется ребёнком в различных видах деятельности: спортивной, конструкторской, художественной, коммуникативной, организаторской и др. Таким воспитанникам необходимо помогать осваивать опыт культуры поиска, т.е. опыт интеллектуального творчества, исследовательской деятельности. Для этого в образовательном учреждении должны создаваться дополнительные условия, оказывающие благотворное влияние на закрепление признаков интеллектуальной одарённости у воспитанников, их социальное развитие и воспитание.

Решать данную проблему можно в ходе реализации проекта, непосредственными участниками которого будут сами обучающиеся. Например, проект ЦРТД и Ю «Дом пионеров» «Интеллектуально-творческий центр «Развитие» позволит удовлетворить и развить повышенную исследовательскую активность воспитанников, обеспечивающую становление самостоятельной исследовательской деятельности.

Одной из задач проекта является создание условий для развития исследовательских способностей воспитанников в проектно-исследовательской деятельности. Участие воспитанников в исследовательской деятельности – это ступенька на пути к становлению творчески самостоятельной, ориентирующейся в социуме личности. Для одарённого ребёнка вся его деятельность – серьёзный процесс.

В Центре постоянно идет процесс совершенствования форм организации исследовательской деятельности учащихся, планируется организация и проведение научно-исследовательской конференции. Ежегодно проводятся конкурсы исследовательских работ обучающихся «Звёздочки» и «Эрудит», интеллектуально-творческие игры и марафоны.

Анализ конкурсных работ показывает, что ребята умело подбирают методики исследования, достаточно быстро овладевают культурой оформления исследовательских работ. Кроме того, обучающиеся учатся выстраивать систему аргументов, отстаивать свою точку зрения на публичной защите.

Результат – достижения воспитанников – подтверждает правильность выбранной стратегии деятельности. Обучающиеся видят взаимозависимость цели, содержания и результата своей работы, наиболее объективно относятся к неудачам (скорее оценивают их с позиции перспективы в достижении поставленной цели). Быстрее учатся регулировать своё поведение в различных ситуациях, становятся более общительными, смело берут на себя роль лидера и с удовольствием работают в команде.

Таким образом, эти ребята более успешно осваивают опыт социального взаимодействия, учатся соотносить собственные возможности с личностными интересами, конечно, на основе этого строить более смелые планы на будущее. Интеллектуальная активность воспитанников проявляется в их участии в исследовательских и интеллектуально-творческих массовых мероприятиях муниципального, регионального и всероссийского уровней.

Значимого результата в исследовательской деятельности воспитанник может достичь только при квалифицированной помощи педагога. По этому, в проекте «Интеллектуально-творческий центр «Развитие», большое внимание уделяется подготовке самих педагогов Центра к организации исследовательской деятельности воспитанников.

Педагоги осваивают методики исследования и эксперимента, знакомятся с новейшими теоретическими разработками в области психологии мышления и креативности, осваивают новейшие технологии, обмениваются опытом. В Центре действует постоянная система консультаций, разработан цикл семинаров. Педагоги учатся активизировать и развивать детскую одарённость, управлять процессом обучения и контролировать его, выстраивать социально-педагогическое взаимодействие с одарённым ребёнком, в полной мере владеть диагностическим инструментарием. Развитие исследовательской активности одарённых детей закладывается и в содержании образовательных программ.

Действительно, общество сегодня нуждается в творчески мыслящих, конкурентноспособных людях. Учитывая реалии современного мира, мы понимаем, что они должны не только много знать, но и уметь любить свою Родину, быть человечными и внимательными друг к другу. Поэтому, в системе дополнительного образования, необходимо развивать интеллектуально-творческий потенциал одарённых детей и их раннюю позитивную социализацию.

Социальная полезность собственных возможностей должна ощущаться ребёнком и приносить ему удовлетворение. А освоение опыта исследовательской деятельности, составной части нашей образовательной практики, позволит по-новому взглянуть на вопросы развития детской одарённости и выстраивать оптимальный образовательный маршрут воспитанников от признаков одарённости к творческой самостоятельности.

Литература:

1. Бос Э. Как развивать одарённость / пер. с нем. К.А. Петросян. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 189 с.

2. Глотова Г.А. Творчески одарённая личность. Проблемы и методы исследования: учеб.пособие. – Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 1999. – 128 с.

3. Парц О.С. Педагогика детской одарённости: развитие в творчестве: учеб.пособие – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2010. – 120 с.

4. Лейтес Н.С. Возрастная одарённость и индивидуальные отличия. М.; Воронеж, 2003, С. 50-53.

Оставить комментарий

  • ЦРТД и Ю «Дом пионеров»
    © 2010-2014
    Все права защищены.
    Запрещено использование материалов сайта без согласия его авторов и обратной ссылки.