ДОМ ПИОНЕРОВ

Дом, где согреваются сердца

Автор: Л.А.Ласточкина, педагог ДО

Редакция: О.А.Гилей, методист

Дом пионеров  для детейОфициальной датой рождения Дома пионеров считается 12 февраля 1975 года. Сейчас трудно себе представить, что крупный сегодня Центр детского творчества в феврале 1974 года состоял всего лишь из 4-х комнат, выделенных в школе-интернате №3, в которых работали 4 кружка: танцевальный, вокальный, изобразительного творчества и прикладной деятельности.

В Советском округе на тот момент существовало 23 школы, школа искусств, детская библиотека им. Пушкина, Дом техники Нефтекомбината, 14 клубов по месту жительства, детские секторы Дворцов «Химик», «Нефтяник», «Строитель», «Звёздный», Парка культуры. Дом пионеров должен был стать не только частью этой структуры, но и координатором деятельности в сфере идейно – нравственного воспитания подрастающего поколения. В его задачу также входило решение проблемы организации условий для заполнения свободного времени детей творческой деятельностью.

В качестве основателя нового детского учреждения нужен был человек активной гражданской позиции, обладающий не только хорошими деловыми качествами, но и творческой натурой. Была предложена кандидатура Смирновой Людмилы Ивановны, учительницы школы-интерната №1. Людмила Ивановна вспоминает: «Мне очень понравилось это предложение. Появилась возможность реализовать моё стремление к продуктивной, созидательной деятельности. Хотелось не просто создать новое учреждение, но и организовать работу в нём так, чтобы оно работало на высочайшем профессиональном уровне».

В это время начала складываться группа энтузиастов-единомышленников. К Людмиле Ивановне присоединились: заместитель директора по учебной работе Зима Галина Алексеевна, методисты Воробьёва Мария Петровна и Московских Людмила Константиновна. Эти люди стояли у истоков становления учреждения и дали жизненный импульс педагогическому коллективу Дома пионеров. «Где мы только не побывали, чтобы изучить опыт организационной и учебной деятельности. Старались перенять самое лучшее, реализовывать новые идеи», — говорит Людмила Ивановна.

После открытия, вместе с педагогическим контингентом, начала расширяться методическая служба, в состав которой вошли специалисты по пионерской, комсомольской и кружковой работе. Дом пионеров становился центром кружковой и идеологической работы с детьми.

Огромное значение в становлении Дома пионеров имело кураторство Районного отдела народного образования. Его специалисты направляли работу учреждения, помогали в её планировании, шли навстречу инициативным предложениям. Совместно с РОНО проводилась большая организационная деятельность по проведению районных мероприятий: выставок, смотров, слётов, активов. Трудно переоценить значение организации методистами Дома пионеров традиционных встреч и бесед с участниками войны, воевавшими в «Тосненской» и «Гуртьевской» дивизиях (музеи дивизий были открыты на базе школ №№ 123 и 129).

Под руководством Людмилы Ивановны в Доме пионеров получила профессиональный опыт и успешно его реализовала целая плеяда талантливых педагогов, работающих с первых дней его существования. Это Корнильцев Владимир Дмитриевич, руководитель кружка технического творчества. Буквально все его ученики уже во взрослой профессиональной деятельности имеют прямое отношение к инженерному делу. Это Боброва Ирина Константиновна, мастер детского вокала, руководитель вокального ансамбля. Её воспитанники давали концерты на заводах, в пионерских лагерях, школах. Это Шаханина Галина Валентиновна, руководитель театрального кружка. Театральный коллектив являлся ежегодным участником фестиваля «Театральная весна». Это Белозёрова Людмила Ивановна, руководитель кружка изобразительного творчества. Её воспитанники неоднократно были призёрами Общероссийских конкурсов детского рисунка. Это Фролов Сергей Петрович, неизменный баянист Дома пионеров, создатель вокально-инструментального ансамбля. Это Исаичева Наталья Ивановна и Иванова Варвара Александровна, кружководы декоративно-прикладного направления.

Следует отметить, что немаловажное значение успешности Дома пионеров имел психологический климат коллектива. Во-первых, работа коллектива сразу была включена в режим инновационной, поисковой деятельности. Этим обеспечивались процессы самообразования руководителей кружков, усовершенствование процесса воспитания и обучения детей в объединениях. Специфика кружковой работы давала возможность педагогу проявлять творческую гибкость при их составлении, что позволяло обеспечить и индивидуальный подход, и работу с одарёнными детьми, и работу с детьми с ограниченными возможностями. Подобный стиль работы стимулировал потребность руководителей в повышении своего профессионального уровня. Этим объясняется то, что члены педагогического коллектива, не имеющие высшего образования, непременно поступали в ВУЗ(ы).

Во-вторых, изначально закладывались, а затем и поддерживались добрые традиции в коллективе. А традиции, как известно, стабилизируют психологический климат, люди идут на сближение, ощущают «точку опоры», становятся уверенней в себе. Особенно яркими были педагогические встречи, на которых каждому члену коллектива предоставлялась возможность познакомить коллег с результатами своей профессиональной и творческой деятельности. Люди, не имеющие отношения к прикладному творчеству, демонстрировали такие «шедевры», связанные своими руками, что им могли бы позавидовать самые искусные мастера! Руководители технических кружков читали стихи собственного сочинения. Ну а если не собственного, то осуществляли попытки эмоционального выразительного чтения.

Традиционными были и «Пушкинские чтения». В качестве лекторов Людмила Ивановна Смирнова приглашала в Дом пионеров людей талантливых, особенно трепетно относящихся к поэтическому творчеству, умеющих донести до слушателей всю палитру чувств не только Пушкинской поэзии, но и русской поэзии в целом.

В-третьих, для специалиста, поступившего на работу, создавались все условия, дающие возможность реализовать себя в профессии кружковода и сделать личный выбор либо в пользу деятельности в педагогике дополнительного образования, либо наоборот. Единственно, что никогда не прощалось — пренебрежительное отношение к личности ребёнка.

К середине 80-х годов коллектив Дом пионеров уже имел статус серьёзного внешкольного учреждения, завоевавшего авторитет не только среди образовательных учреждений округа, но и города. Методисты и руководители кружков приглашаются для передачи своего опыта на городские методические объединения педагогов образовательных направлений. В школы района и клубы по месту жительства было выведено уже 30 кружков. Коллектив Дома пионеров пополнился новыми талантливыми руководителями. Фелькер Татьяна Николаевна и Сковородин Владимир Васильевич создали на базе Дома пионеров замечательный детский хореографический ансамбль.

Ласточкина Людмила Александровна создала первый в учреждении фольклорный коллектив «Лапоточки», открыв дорогу развития в учреждении направления «песенное народное творчество». На городских методических объединениях вокалистов и учителей музыки Людмила Александровна делилась опытом создания детского фольклорного коллектива, приёмами работы, пытаясь привлечь учителей к фольклорному движению. Жмутина Гизелла Владимировна, талантливый руководитель кружка прикладного творчества. Её воспитанники были лауреатами различных городских конкурсов по декоративно-прикладному искусству (в т.ч. «Наш дом-Россия»), участвовали в выставках «Народные традиции в творчестве детей», «Любимой Родине своё искусство посвящаю», «Театр и дети». В Доме пионеров Гизелла Владимировна получила звание «Ветеран труда».

В Учреждении покоряли ступени педагогического мастерства и руководители кружков технического отдела. Именно мальчиков важно научить стремлению к победе и пониманию, что победу обеспечивают знание и труд. Педагоги успешно справлялись с этой задачей. Педагогические находки Филипповой Тамары Алексеевны освещались на страницах газет и журналов. Седов Анатолий Владимирович, мастер судомодельного дела, обладающий природным наставническим талантом. Практически во всех конкурсах его воспитанники получали только призовые места. Модели его воспитанников экспонировались на выставке во Всероссийском выставочном Центре в Москве. За хорошую работу Анатолий Владимирович был награждён званием «Отличник народного образования». Кремлёва Татьяна Алексеевна, физик по образованию, руководитель кружка начального технического моделирования. Модели детей, созданные под её руководством, отличались тем, что всегда были оснащены лампочками, которые светили, мигали либо вместе, либо одна за другой.

Необходимо сказать и о педагогах отдела изобразительного и декоративно-прикладного творчества: Семёнова Елена Викторовна – мастер глиняной скульптуры. Она и её воспитанники лепили, обжигали и раскрашивали глиняные фигурки, а затем обязательно дарили их. Практически у каждого члена педагогического коллектива Дома пионеров стояла дома глиняная фигурка, подаренная Еленой Викторовной и её воспитанниками. Прокопьева Татьяна Анатольевна — большой знаток русской традиционной народной культуры. На её занятиях ребята приобщались через практическую деятельность к разнообразию средств и приёмов прикладного творчества: вышивание, вязание, лепка, лоскутная техника.

Людмила Павловна Гераськина, методист по работе с комсомольскими организациями округа, на протяжении многих лет оказывала методическую и инструкторскую поддержку комсомольскому активу школ.

Новым директором Дома пионеров с 1992 года был назначен Сковородин Владимир Васильевич. Историк по образованию, он понимал огромную социальную роль внешкольных учреждений, как «точки опоры» воспитательной сферы в сложный период экономических преобразований.

Народное творчество успешно реализовывали Казаринова Светлана Геннадьевна, большой мастер вязания и плетения кружев, и Терёхина Вера Владимировна, талантливая художница, одинаково владеющая изобразительной и прикладной деятельностью. Поддержала фольклорное движение в округе Похотина Елена Фёдоровна. Ею был создан фольклорный коллектив «Кудёрушки». За плодотворную работу ансамбль впоследствии получил звание «Образцовый».

Задача расширения условий для детской занятости решалась с помощью увеличения количества кружков различных направлений. Отдел «Изобразительное и прикладное творчество» пополнился руководителями кружков: Шкиря Лилией Анатольевной, преподавателем изобразительного искусства. Её отличительной особенностью являлось то, что она широко применяла новаторский подход, как в учебной, так и в методической деятельности, опираясь на передовой научный педагогический опыт. Благодаря усилиям Лилии Анатольевны, детский интеллектуально-творческий конкурс «Звёздочки» стал традиционным ежегодным мероприятием городского уровня. Петрова Валентина Алексеевна, руководила кружка по ковроткачеству, явилась первооткрывателем прикладной работы в Доме пионеров. По её инициативе также стали традиционными ежегодные выставки «Природа и фантазия», «Ситцевая карусель».

Руководитель кружка по оригами, Клейменова Татьяна Леонидовна, проявила себя как талантливый педагог-методист. Руководила творческими лабораториями, вела мастер-классы и обучающие семинары для педагогов города. Работы её воспитанников признаны изобретениями и получили сертификаты, подтверждающие статус этих изобретений.

Деятельность спортивно – технического отдела была организована через клубно-секционную форму работы. Это позволяло охватить большое количество детей и подростков. В этот период были созданы военно-патриотические объединения «Гусар», «Юный десантник», «Поиск-143», которыми руководили Чернышов В.В., Баратов А.А., Чернавин А.Р., Юшков А.Ю. За время своей деятельности Чернышов В.В. за два года подготовил около 30 парашютистов-разрядников.

В 1999 году директором становится Ирина Леонидовна Таченина, мобильный и энергичный руководитель. Ирине Леонидовне и ее заместителю, Рите Сергеевне пришлось много работать с документацией. Они сформировали нормативно-правовую базу Учреждения: разработали и утвердили Устав, создали «Программу развития». Под их руководством была произведена коррекция педагогами своих образовательных программ. Была также подведена теоретическая база становления и укрепления методической службы Учреждения, определены должностные обязанности сотрудников.

Коллектив Дома пионеров пополнился новыми талантливыми кадрами. В их числе Дерябина Юлия Николаевна, руководитель образцового вокального ансамбля «Вдохновение», Полосухина Светлана Геннадьевна, педагог-организатор, Бабаджанян Феломине Сероповна, руководитель театрального коллектива «Третий круг», Муркина Наталья Николаевна, руководитель образцового ансамбля эстрадно – спортивного танца «Зодиак» кружка, Шмидт Маргарита Васильевна, руководитель ансамбля народного танца «Радость», Краснорутская Галина Ивановна, руководитель кружка бисероплетения «Светлица».

Яркой личностью можно назвать и Боровскую Ирину Иосифовну, приглашённую в Центр в качестве психолога. Ирина Иосифовна много времени отдавала работе с трудными детьми и подростками.

В 2003 году директором Учреждения стала Маркирова Рита Сергеевна. В это же время Дом пионеров становится Центром развития и творчества детей и юношества «Дом пионеров». Рита Сергеевна зарекомендовала себя как волевой и одновременно чуткий руководитель. Идет навстречу инициативам педагогов, поддерживает инновационные проекты, прилагает много усилий для создания в коллективе условий, способствующих спокойной и продуктивной деятельности. Заместителем директора по учебной и воспитательной работе была назначена Кучеренко Екатерина Николаевна.

Реформы образования набирают ход. В образовательной политике наметился отчётливый курс "Инновационное развитие образования – основа повышения конкурентоспособности России". И в «Доме пионеров» осваиваются педагогами новые виды деятельности. Ориентиром воспитательной системы становится социально активная личность воспитанника. В рамках духовно – нравственного воспитания реализуется ряд интересных воспитательных проектов. Организована деятельность постоянно действующей выставки «Дом народной игрушки». Кандидат биологических наук, Бабарыкина Ирина Васильевна, на протяжении нескольких лет возглавляет интеллектуально – творческую лабораторию. Магистр педагогики, Мальчихина Мария Александровна, успешно реализовывает социальные телекоммуникационные проекты на Всероссийском и Международном уровне. Четыре педагога: Бабарыкина И.В., Мальчихина М.А., Клейменова Т.Л., Куманцова Е.М. стали победителями конкурса педагогических работников МОУ, активно внедряющих инновационные образовательные программы. Многие педагоги активно и успешно принимают участие в конкурсах педагогического мастерства, следует отметить Богатыреву Светлану Михайловну. Кроме того, у Центра появился свой интернет-сайт, работу по развитию которого возглавил Чагочкин Дмитрий Викторович. На сайте можно познакомиться с методическими разработка, научно — теоретическими статьями, узнать новости «Дома пионеров».

Нашему Центру уже много лет! Что там впереди? Не будем гадать, а будем культивировать инновационные процессы, чтобы сотворить достойное и жизнеутверждающее будущее. Здесь, в «Доме пионеров», пусть ребенок играет в кого хочет: в инженера, певца, строителя, артиста … Главное, что здесь у него есть свобода выбора. А это уже большой шаг в его развитии!

Один комментарий

  1. Дмитрий
    Хорошая статья.Дом пионеров в моей душе оставил самые теплые воспоминания. Я занимался у Корнильцева Владимира Дмитриевича. Удивительный человек, для нас был как отец. Сколько побед мы одержали под его руководством на областных соревнованиях. Как бы хотелось увидеть фотографии людей из статьи, и дома пионеров.
    22.12.2013 at 21:47

Оставить комментарий

  • ЦРТД и Ю «Дом пионеров»
    © 2010-2014
    Все права защищены.
    Запрещено использование материалов сайта без согласия его авторов и обратной ссылки.